АРТА - Страница 3

В нём находится саркофаг св. Феодоры (обнаружен в 1873 г.), от оригинала сохранилась рельефная плита с изображениями святой и её сына, деспота Никифора I Комнина Дуки, установившего саркофаг. Церковь св. Василия (конец XIII – начало XIV вв.) – небольшая однонефная базилика с деревянным покрытием. Позже с севера и юга к ней было пристроено по нефу; апсиды трёхгранные. Весь храм, в особенности восточная часть, украшен разноцветными изразцами. По бокам от окна над центральной апсидой расположены два изразцовых рельефа («Распятие с предстоящими» и «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»), изготовленные в итальянской мастерской по православным образцам. Роспись относится к концу XVII – началу XVIII вв. Большое число византийских памятников сохранилось в окрестностях Арты. Древнейшие из построек – церковь св. Димитрия Кацури (IX в., перестроена в конце XIII в.), в настоящее время приходская церковь селения Плиси (первоначально храм монастыря, упоминается с 1229 г.). Это – крестово-купольный храм с четырьмя массивными подкупольными столпами, связанными с восточной и западной стенами двойным сводом. Нартекс пристроен позже, в стены вмонтированы фрагменты резного темплона XII–XIII вв. Роспись неоднородна по художественному уровню и датируется исследователями XII в. (изображения святителей в алтаре) и концом XIII в. (купол и своды). Церковь Панагия Ковонисия – ещё одна ранняя постройка, датированная предположительно X в. Крестово-купольная двухстолпная церковь св. Николая Родиаса (XIII в.) – соборный храм бывшего монастыря Родиас. Его роспись относится к так называемому «изящному направлению» позднекомниновского стиля и датирована началом XIII в. Церковь бывшего женского Влахернского монастыря (первая половина XIII в.) – трёхнефная сводчатая базилика с нартексом и тремя куполами над каждым из нефов, поставленными на восьмигранные барабаны. Сохранился фрагмент фрески с изображением процессии с иконой Богородицы Одигитрии по улицам Константинополя. Рельефы мраморных темплона и саркофагов, принадлежавших ктитору монастыря деспоту Михаилу II и его двум сыновьям, встроены в дверной проём нартекса, частью находятся в церкви св. Меркурия в Арте и в городском музее. От первоначальных сооружений женского монастыря Като-Панагия (основан в 1260 гг.), построенного Михаилом II Дукой, сохранилась трёхнефная базилика с трансептом и трехгранными апсидами; её особенность – повышенный над средокрестием трансепт, вследствие чего здание производит впечатление купольного. В кладке использовано сочетание известняка, туфа и плинфы, стены украшены изразцами. В декоре храма сохранились порфировые колонны и другие детали построек древней Амвракии, фрагменты росписи конца XIII в. в диаконнике (святители, Ветхий деньми, святые праведные Иоаким и Анна и др.), принадлежащие местному мастеру и тяготеющие к позднекомниновскому стилю, росписи наоса выполнены в 1715 г. Церковь Панагии во Вриони близ Неохоракиона построена в местных архитектурных традициях (освящена в 1238 г.) – трёхчастный алтарь отделён от трёхнефного наоса центральнокупольным пространством. Нартекс пристроен в 1870 г. Церковь Панагии в Велле (XIII в.) близ Вургарели – трёхнефная базилика с трансептом. Её декор снаружи составляет узор из красного кирпича. Росписи 1281 г. стилистически близки некоторым из фресок церкви св. Димитрия Кацури (сохранились фрагментарно, «Поцелуй Иуды» – в музее в Янине, семейный портрет ктитора, двунадесятые праздники).



 
PR-CY.ru