АРТА - Страница 2

В настоящее время в митрополии Арта около 140 храмов и больше сотни священнослужителей, действуют катехизаторские школы, курсы византийской музыки, мужской монастырь Мелатон и три женских: Като-Панагия, Ровелисти, Феотокиу (основан в XIV в.). Особо почитаются в Артской митрополии Максим Грек, преподобная Феодора императрица, жена Михаила II Дуки Комнина (XIII в.), святитель Парфен, преподобные Апостол и Феохар, новомученик Захарий. В Арте и, главным образом, её окрестностях сохранился ряд памятников византийского искусства IX–X вв. Как правило, это базилики (в том числе купольные) с деревянным покрытием и крестово-купольные постройки. По мнению исследователей, активизация строительной деятельности приходится на время существования Эпирского деспотата в XIII в. Типология храмовых построек становится разнообразной; создаётся своеобразный пластический язык оформления фасадов и интерьеров, которые отличаются богатым скульптурным убранством византийского и западного происхождения. Исследователи отмечают, что живопись первой половины XIII в. повторяет образцы комниновского искусства и достигает высокого уровня во второй половине XIII в. Укрепления акрополя были построены во время правления Михаила II Дуки Комнина на месте древней Амвракии, в кладке внешних стен использованы блоки античного времени; значительная перестройка сделана в поствизантийский период. В 1976 г. раскопаны постройки эллинистического времени, в том числе булевтерий, театр (IV–III вв. до н.э.) и храм (начало V в. до н.э.). Наиболее известным памятником Арты исследователи считают церковь Панагии Паригоритиссы, построенную деспотом Никифором I около 1283–1289 гг. как главный храм одноимённого монастыря. Снаружи это – огромное кубическое сооружение с пятью куполами и двойными арочными окнами на фасадах, напоминающее дворцовое сооружение. Основное здание – купольный храм на восьми опорах – с трёх сторон окружено двухэтажными приделами и нартексом (с востока – пять трёхгранных апсид). Интерьер украшен трёхлопастными готическими арочками, колоннами и капителями из древнего Никополя, скульптурными изображениями «Рождества Христова», «Агнца Божия», фантастических зверей и др., выполненными в романско-готическом стиле. Сохранились мозаики (около 1290 г.) в куполе и барабане, незначительные фрагменты в парусах, принадлежащие мастерам из Константинополя или Фессалоники. Изображение Христа Пантократора в скуфье купола сходно с образом из церкви Успения Богородицы в Дафни, около 1100 г., но выполнено более жестко и архаично. Пророки, херувимы и серафимы в барабане отличаются смелостью трактовки живописных форм, богатым колоритом и виртуозным использованием цветовых контрастов. Росписи в алтаре – 1558 г., в наосе – конца XVII – начала XVIII вв. Среди сохранившихся построек (отреставрированы А. Орландосом) – 16 келий и трапезная, в которой размещается небольшой археологический музей; у юго-западного угла собора – остатки сооружения (XII в.?), служившего, как полагают исследователи, погребальной часовней. Храм св. Феодоры в Арте (первоначально освящён в честь великомученика Георгия) – кафоликон монастыря, основанного св. Феодорой, женой Михаила II Дуки Комнина, которая здесь приняла монашеский постриг. Это – трёхнефная базилика начала XIII в. с деревянным покрытием и трёхгранными апсидами. Нартекс пристроен около 1270 гг.

 



 
PR-CY.ru