Словарь по христианству А АВЕЛЬ

АВЕЛЬ

АВЕЛЬ – второй сын Адама и Евы, младший брат Каина (память в Недели св. праотец и отец). Этимология имени Авель, по мнению большинства исследователей, связана со значением еврейского слова, означающего «дуновение, дыхание, ничто» – и указывает на краткость жизни Авеля (ср., например, Еккл., где это еврейское слово  передаётся как «суета»). В рассказе о Каине и Авеле (Быт. 4:1–16) сообщается о последствии действия зла, которое грехом прародителей вошло в человеческую историю. Авель был пастырем овец, а его старший брат Каин – земледельцем. Оба принесли Богу жертву (первую упомянутую в Библии): Авель «от первородных стада своего и от тука их», а Каин «от плодов земли», при этом приношение Авеля оказалось угодным Богу в отличие от жертвы Каина. Каин возненавидел своего брата и убил его (Быт. 4:2–8). После смерти Авеля, не оставившего потомства, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф как «другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25–26). Книга Бытия не сообщает о причинах принятия Богом жертвы Авеля и отвержения жертвы Каина, и потому это библейское событие имеет различные толкования. Благосклонное принятие жертвы Авеля, которая была «лучше» (греч. букв. – более полной, совершенной), объясняется превосходством веры Авеля, которой он «получил свидетельство, что он праведен» (Евр. 11:4). Кроме того, подчёркивалось, что жертва Авеля была «от первородных стада». У Феодоктиона и затем у христианских толкователей встречается предание о том, что во время жертвоприношения Авеля с неба сошёл огонь и поглотил приношение Авеля, что явилось знаком благосклонного принятия жертвы Богом (см. у Рабана Мавра  и Петра Коместора). В христианской традиции Авель понимается как первый гонимый праведник и первый мученик, с убийства которого начинается история преследования праведников. Спаситель, предсказывая суд над фарисеями и книжниками, говорит, что с них будет взыскана кровь всех праведников, «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф. 23:35; Лк. 11:51; ср. 1 Ин. 3:12). В этих словах Господа Авель первый в истории пророков, пострадавших ради правды, пророчествовавший о Христе не словом, но своим жертвоприношением и смертью. Иоанн Златоуст сравнивает его со св. Иоанном Предтечей. Это понимание Авеля как мученика нашло отражение в византийской и славянской гимнографии. Авель понимается также как прототип христианина, как образец праведности, к которому до́лжно стремиться. В молитвах восточных и западных литургий жертва Авеля соотносится с богоугодными жертвами Ноя, Мельхиседека и Авраама. Как в Новом Завете, так и в последующей христианской традиции Авель также является прообразом Иисуса Христа. В Послании к Евреям Авель – это прообраз Христа, ибо кровь Авеля взывает к искуплению (Быт. 4:10), кровь же Иисуса совершает это искупление (1 Ин. 1:7; Евр. 9:12–15; 10:19–22).

 



 
PR-CY.ru