АВЕЛЬ - Страница 2

Авель – прототип доброго Пастыря, Который принёс праведную жертву, жертвоприношение и смерть которого прообразует страдания Христа. Место убийства Авеля, согласно Иерониму Блаженному, находилось недалеко от Дамаска (см. также Авила). В межзаветной литературе и более поздней раввинистической письменности, повлиявших на христианскую традицию, Авель также первый библейский праведник («все святые от Авеля до сего дня»). В «Завете Авраама» Авель – это уже эсхатологический судия, который судит всё творение, праведных и неправедных. В традиции ислама подчёркивается богобоязненность Авеля и его непротивление насилию брата. Изображения Авеля известны исследователям по памятникам христианского искусства, иллюстрирующим текст книги Бытия (4:2–8). Как правило, Авель представлен безбородым юношей, в хитоне и гиматии или в пастушеской милоти, в руке посох. Наиболее распространённым сюжетом является эпизод жертвоприношения Авеля и Каина. Уже в IV в. в росписи катакомб Виа-Латина Авель и Каин изображены приносящими Богу свои дары: пастух Авель держит в руках овечку, земледелец Каин – связку колосьев. Эта иконография сохраняется в мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146–1151 гг., и кафедрального собора в городе Монреаль (Южная Италия) 1180–1190 гг., где за жертвоприношением следует изображение убийства Авеля. В мозаике вимы Сан-Витале в Равенне, 547–548 гг., жертвоприношение Авеля представлено рядом с жертвоприношением Мелхиседека, в Сан-Аполлинаре-ин-Классе, VII в.?, – с жертвоприношением Авраама. С агнцем на плечах Авель изображён в мозаике Сан-Марко в Венеции, XIII в. С XI в. изображение Авеля встречается в композиции «Сошествие во ад» (миниатюра в Евангелии XI в. в Великой лавре на Афоне); росписи собора Мирожского монастыря, середины XII в.; церковь великомученика Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г. В миниатюрах рукописей, подробно иллюстрирующих историю Адама и Евы, кроме названных сюжетов изображается младенец Авель на руках Евы и Авель, пасущий свои стада (Пятикнижие Ашбурнхама. VII в.). В росписях Санта-Мария Антиква в Риме, IX в., представлено погребение Авеля. В XVI–XVII вв. эти сюжеты получают широкое распространение в русском искусстве: в миниатюрах рукописей (Лицевой летописный свод, 1560–1570 гг.; Хронограф, конца XVI в.; лицевые Библии XVII в.); в иконах («Четырёхчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI в.; «Сотворение мира», 1630 г., Исторический музей; дверь в жертвенник, XVII в. Исторический музей; в монументальной живописи (Успенский собор Свияжского монастыря, вторая половина XVI в.; церковь святителя Николая (Николы Надеина), 1640 г., и церковь святителя Николая (Николы Мокрого), 1673 г., в Ярославле; церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме, 1652 г.; церковь Воскресения в Ростовском Кремле, около 1675 г.). С XIV в. изображение Авеля встречается в монументальных росписях среди ветхозаветных праведников, праотцов и пророков: монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321 гг.; церковь Спаса на Ильине, 1378 г., и церковь Успения на Волтовом поле, 1380 гг., в Новгороде. См. также ст. Авель и Каин



 
PR-CY.ru