АВТОКЕФАЛИЯ церковная - Страница 6

На правила 9 и 17 ссылаются как на подтверждение исключительных прав Константинопольского патриархата во Вселенской церкви, из чего уже выводятся и частные преимущества, и права последней, в том числе и юрисдикция над диаспорой. Такова суть аргументации Сардийского митрополита Максима, автора сочинения, в котором отстаивается вселенская власть Константинопольских патриархов. Между тем внимательный анализ исторического контекста, а также содержания этих правил позволяет исследователям сделать единственный вывод: речь идёт о клириках Константинопольского патриархата, который только на Халкидонском соборе получил право юрисдикции над «великими экзархатами», упоминаемыми в правиле 28: Понтийским, Асийским и Фракийским. Это отмечал уже Иоанн Зонара в своём толковании на правило 17 Халкидонского собора, которое приводит и епископ Никодим (Милаш) в своих комментариях к этому правилу: «Но не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский Патриарх поставляется судьёю, а только над подчинёнными ему». Митрополит Максим распространяет действие данных правил на церкви Антиохии, Александрии, Иерусалима и Кипра, но не Рима. Для столь профилированного проведения границы указанные правила никаких оснований не содержат. Все автокефальные церкви равноправны, хотя и занимают разные места в диптихе. При этом речь идёт только о преимуществе чести одной из церквей перед другой, но не о различии в правах. Православие отвергает не только римско-католическую доктрину о наместничестве Христа и непогрешимости Римского епископа, но и притязания Константинопольских патриархов на особые права во Вселенской церкви. Вместе с тем в списках церквей – диптихах, а значит, и при размещении делегаций поместных православных церквей на общеправославных конференциях и совещаниях, а также Соборах каждой церкви отведено своё место в общем ряду, и оно закрепляется за ней твёрдо, в течение столетий оставаясь неизменным, хотя это место в диптихе, называемое иначе рангом чести, лишено догматического значения, но обусловлено исторически. В основе диптиха лежат различные принципы: древность церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалии, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В настоящее время диптих автокефальных православных церквей, применяемый в Русской православной церкви, включает 15 церквей в следующей последовательности: патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский, а также церкви Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная церковь в Америке. В Константинопольской церкви признаётся несколько иной диптих: в нём не значится Православная церковь в Америке, автокефальный статус которой Константинопольским патриархатом не признаётся; Грузинской церкви отведено место после Болгарской.



 
PR-CY.ru