Религия древнего Египта - Страница 3

 

Скальный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле
Скальный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле. XIII в. до н.э.

Среди найденных текстов важнейшее значение имели те, в которых отразились верования: «Тексты пирамид» (надписи, высеченные на стенах подземных камер в пирамидах), «Тексты саркофагов» (надписи, высеченные или написанные на поверхностях саркофагов), наконец, знаменитый египетский погребальный сборник «Книга Мертвых» (тексты на папирусных свитках, которые укладывали в погребение), состоящий из очень разнородных частей. В большинстве своем это обширные сборники текстов, которые считались необходимыми для усопшего и поэтому клались в могилу. В них содержатся указания по преодолению мертвым различных препятствий в загробном мире, погребальные гимны и песнопения. Было установлено, что в основе всех богослужебных книг египтян лежат поэтические сборники и различные магические заклинания. Самыми известными из них стали «Книга о вратах», «Книга о Гадесе» и др. Книга «Большой папирус Харрис» позволяет судить о роли и значении египетского жречества и культа.

Главной проблемой исследователей при этом стало иероглифическое письмо, расшифровать которое удалось только в 1822 г. усилиями выдающегося ученого Жана Франсуа Шампольона (1790–1832). Изучая древнюю надпись, составленную на трех языках и выбитую на так называемом Розеттском камне (запись включала 14 строк иероглифов, 32 строки так называемого демотического («народного») письма – скорописи, появившейся в VII в. до н.э., и 54 строки на греческом языке), Шампольон сумел прочесть сначала имена правителей, Птолемея и Клеопатры, а затем разгадал и другие знаки египетской письменности. Ныне этот камень находится в Британском музее. Позже Шампольоном были составлены первые грамматика и словарь древнеегипетского языка. Эти исследования положили начало новой науке – египтологии. Со временем ученым удалось перевести и прокомментировать большое количество различных письменных памятников.

Сегодня древнеегипетские источники чрезвычайно многочисленны и богаты. Среди них мало таких текстов, которые совсем не имели бы значения для истории религии; даже книги по медицине, сказки и частная переписка содержат много интересного материала. Значительная часть сохранившихся памятников с находящимися на них надписями (храмы, пирамиды, гробницы, обелиски, папирусы) также были посвящены религиозным темам. Из дошедших до нас папирусов примерно девять из десяти имеют религиозное содержание.

Исследования истории культуры и религии Древнего Египта продолжаются. Новые находки подтверждают или опровергают различные теории, дополняют или уточняют определенные факты, но в целом мы имеем достаточно точные сведения об истории Древнего Египта, его культуре, искусстве, религиозных верованиях жителей.



 
PR-CY.ru