ВЕНАДАД - Страница 2

Во второй половине XX в. велись дискуссии относительно исторической идентификации арамейского правителя, упомянутого в 3 Цар. 20 – 4 Цар. 8, тем более что имя Венадад не встречается в ряде стихов из этого повествования. В качестве основной причины исследователи указывают расхождение повествований 3 Цар. 20:2–26, где описан конфликт между Израилем и Дамаском во время правления царя Ахава, и 4 Цар. 5–8, где речь идёт о союзнических отношениях между этими царствами во время правления сыновей Ахава – Охозии и Иорама. Указывают также на противоречия в описании отношений Израиля и Дамаска в Священном Писании и во внебиблейских источниках (надписи Салманасара III и на камне Меши). Некоторые исследователи настаивали на том, что здесь был упомянут отец Венадада, но тогда его правление должно было занимать более сорока лет, что другие исследователи считают маловероятным. Некоторые исследователи в соответствии с традиционной точкой зрения cчитали его преемником Венадада I и называли его Венададом II. Однако большая часть исследователей утверждают, что Венадад из 3 Цар. 20–22 – 4 Цар. 5–8 должен быть отождествлён с Венададом III, сыном Азаила, и что описываемые здесь события были ошибочно отнесены ко временам израильского царя Ахава и его сыновей, а происходили позднее, в правление царей Иохаза и Иоаса (около 814 – 782 гг. до н.э.). С другой стороны, история убийства Венадада II Азаилом и узурпации им власти никак не может быть соотнесена с этой концепцией и с Венададом III (4 Цар. 8:7–15). Таким образом, в настоящее время этот вопрос решается каждым исследователем в рамках собственных интерпретаций Священной истории, единого мнения не существует. Венадад III (около 790–770 гг. до н.э.), сын одного из самых могущественных правителей Дамаска Азаила (4 Цар. 13:3–7, 22–25). Правление Венадада III характеризовалось упадком политического могущества Дамаска, потерей власти над бывшим вассалом его отца – Израилем (4 Цар. 10:32–33). Израильский царь Иоас возвратил города, захваченные предшественниками Венадада III, и во исполнение предсказания пророка Елисея (4 Цар. 13:17–19) разбил армию Венадада III в трёх сражениях (4 Цар. 13:25). Неудачи во внешней политике Венадада III подтверждают также и внебиблейские источники. Надпись Закира, арамейского правителя Хамата (VIII в. до н.э.), повествует о созданной Венададом III военной коалиции против объединённых земель Хамата и Луаша. Он вместе с войсками северных территорий Сирии осадил Закира в городе Хазраке, но был вынужден отступить. Надпись ассирийского царя Ададнерари III (около 810 – 783 гг.) сообщает о его вторжении в Дамаск и получении от Венадада III большой дани. В пророческой литературе содержатся предсказания об уничтожении «чертогов Венадада» (Ам. 1:4; Иер. 49:27).



 
PR-CY.ru