Словарь по иудаизму В ВИРСАВИЯ

ВИРСАВИЯ

ВИРСАВИЯ – город в пустыне Южной Иудеи. Находился на границе заселённой израильтянами территории, так что фразы «от Дана до Вирсавии» (Суд. 20:1 и др.) и «от Вирсавии до Дана» (1 Пар. 21:2) указывали на весь еврейский народ, тогда как фраза «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар. 23:8) обозначала территорию только Иудейского царства. Точное значение названия города остаётся предметом предположений. Согласно рассказу Быт. 21:25–31, это «источник семи», названный так по семи агнцам, которые Авраам отдал герарскому царю Авимелеху в знак заключения союза между ними (однако в стихе 31 название объясняется уже как место клятвы). Согласно Быт. 26:32–33, имя городу было дано Исааком, т.к. после клятвы о союзе с тем же или уже другим Авимелехом, царём Герара, он узнал, что его слуги нашли источник; Исаак назвал этот источник «Шива» (клятва), «посему имя городу тому Беэршива до сего дня» (стих 33). Патриархи Авраам и Исаак не раз были в Вирсавии. После захвата Ханаана Вирсавия принадлежала колену Иуды и отошла по жребию к колену Симеона (Нав. 15:28; 19:2). Свидетельством о важности Вирсавии как религиозно-административного центра является тот факт, что два сына Самуила (Иоиль и Авия) были неправедными судьями именно здесь (1 Цар. 8:2). Пророк Илия во время бегства от гнева Иезавели шёл по дороге в Вирсавию (3 Цар. 19:3), после чего продолжил путь на Хорив, гору Божью. Цивья, мать царя Иоаса, который должен был свергнуть узурпаторшу Гофолию, также пришла из Вирсавии (4 Цар. 12:1). Вирсавия упомянута в одном из текстов из Арада (около VII в. до н.э.). О её судьбе в поздний монархический период исследователям известно мало, но известно, что город стал одним из первых заселённых центров после возвращения евреев из вавилонского плена (Неем. 11:27). Вирсавия была религиозным святилищем ещё со времени патриархов (Быт. 21:33). Позднее её культ был ассимилирован с богослужением Яхве, а имя Эль Олам понято как Его эпитет «Бог вечный». Иаков перед путешествием в Египет получил в Вирсавии пророчество от Господа (Быт. 46:1–5). Во время пророка Амоса (VIII в. до н.э.) святилище здесь было одним из самых известных в стране, пророк упоминает его наряду с Даном и Вефилем (где поклонялись золотым тельцам), Галгалом (древним святилищем, основанным ещё Иисусом Навином) и Самарией (столицей Израильского царства). Амос упоминает Вирсавию как место паломничества, которое он осуждает, а также клятву грешников: «Жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!», что, возможно, указывало на то, что здесь совершались особые священные ритуалы.

 



 
PR-CY.ru