«СЕФЕР ха-БАХИР»

«СЕФЕР ха-БАХИР» («Свиток (книга) яркого света») – наиболее раннее произведение по каббале. До публикации книги «Зоар» «Бахир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Бахир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а раньше всего – в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своём комментарии к Торе раби Моше бен-Нахман (Рамбан). Кроме того, «Бахир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зоар». Название «Бахир» («Сияние») происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте – «Теперь не видно яркого света (бахир) в облаках…» (Иов. 37:21). Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш раби Нехуниа бен га-Кана», поскольку имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги. Большинство каббалистов приписывают «Бахир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Бахир» был написан амораим – последними мудрецами Талмуда. Впервые «Бахир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Ортодоксальные каббалисты утверждают, что книгу написал выдающийся талмудист I в. н.э. Рабби Нехуния бен га-Кана. Согласно историкам, «Бахир» был написан незадолго до своего опубликования. Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706 г.), Кореце (1784 г.), Шклове (1784 г.) и Вильно (1883 г.). Самым лучшим изданием из всех исследователи называют опубликованное в Иерусалиме (1951 г.) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Бахир» («Свет Бахира»). В «Бахире» содержится учение о десяти сфирот, впрочем, в тексте они также именуются десятью галгалим (разноразмерные колёса, помещённые одно в другое вокруг одного центра), причём, наш мир – это «горчичное зерно в перстне». Так, верхним светом, выделенным из Бога, является Хохма, а нижним Шхина. Также сфироты уподобляются десяти пальцам рук Бога, которые держат небо и землю. Сравнивают их и с десятью заповедями, из которых первая – Кетер, вторая – Хохма, затем следуют источник, праведность, огонь, престол и восток. Другие темы «Бахира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются обычно в контексте сфирот такие понятия, как «тефилин», «цицит», «лулав» и «этрог», а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например, «Тридцать два Пути Мудрости», двенадцать диагональных границ, а также тема «Ось, Сфера и Сердце». Вообще числа играют в книге «Бахир» весьма знаменательную роль. В книге «Бахир» говорится, что от Творца человек получил власть над ангелами, которые скрываются в книге «Бытие» («Берешит») под именем птиц небесных (Быт. 1:26). При этом ангелы были сотворены на второй день. В грехопадении главная роль отведена Самаелю. Тремя высшими ангелами названы Михаил (справа), Гавриил (слева) и Уриил (посередине). Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них – Цура, которое буквально означает «форма», другое – Кома, которое исследователи переводят как «структура», «тело». Другие термины, применяемые к ангелам: Лидеры (манхигим) и Служители (пкидим). Важнейшее откровение «Бахира» – различные имена всевышнего. Говорится и об имени, состоящем из 12 букв – тройное повторение тетраграмматона (Яхве) в аароновом благовести (Числ. 6:28). Также особое внимание уделяется Меркаве – колеснице Бога. Эта книга – не комментарий в привычном звучании этого слова. «Бахир» – это откровение Всесильного. Оно изложено в беспрецедентно сжатой (даже для древних каббалистических источников) и чрезвычайно сокрытой для непосвящённых форме. Для тех же, кто постиг, что ключом ко всем скрытым Всесильным тайнам является Любовь, текст книги «Бахир» раскрывается в ослепительном сиянии Его Замысла…

 
PR-CY.ru