Словарь по иудаизму С САУЛ

САУЛ

САУЛ (евр. «испрошенный у Бога») – первый царь Израиля (приблизительно 1024–1004 гг. до н.э.). После тяжелых поражений от филистимлян израильские племена (колена), нуждаясь в сильной власти, потребовали избрать, как у других народов, царя. Пророк библейский Самуил пытался возражать, но затем помазал на царство молодого, статного и высокомерного земледельца Саула из маловлиятельного колена Вениаминова. Первые же действия Саула показали его большие способности как полководца и администратора. При нем наряду с прежним племенным ополчением формируется постоянное войско в 3 тыс. человек, одним из отрядов которого командует его сын Ионафан. Благодаря этому Саул смог нанести серьезные поражения врагам израильтян – аммонитянам и самым главным противникам – филистимлянам. В результате этих побед его власть распространилась на все колена Израиля, и он стал планомерно проводить политику создания единого централизованного государства, заменяя прежних племенных руководителей своими ставленниками. Это вызвало недовольство приверженцев прежних порядков, что выразилось в остром конфликте Саула с утвердившим его на царство пророком Самуилом, усмотревшим в реформах Саула стремление ограничить власть высшего израильского священства. Библейское повествование сообщает, что постепенно у Саула развивается болезненная подозрительность и зависть, объектом которой становится и Давид, представитель колена Иуды, который был другом его сына Ионафана. Однажды в припадке ярости он даже чуть не убил своего сына. Последние годы Саула прошли под знаком преследования Давида. Перед последней битвой с филистимлянами он обратился к тени умершего Самуила, и тот предсказал ему поражение и гибель. Предсказание исполнилось, израильтяне были разгромлены, а Саул и три его сына были убиты. Согласно современным научным представлениям, заслуги Саула в создании израильской государственности значительны и несомненны, но библейское предание отражает негативное отношение к нему израильского жречества, а также иудейской царской династии, недовольной возвышением царя из колена Вениамина. В современном русском литературном языке можно встретить выражение с пометками книжн., устар. «Давид и Ионафан» как пример дружбы: «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как душу свою» (Первая книга Царств. 18:1-4; 19:1; 20:17).

 
PR-CY.ru