Словарь по иудаизму Р РАЙ

РАЙ

РАЙ – место пребывания праведных либо после смерти, либо после конца света. Впервые упоминается в Библии, в книге Бытия, где рай – это прекрасный сад, из которого были изгнаны первые люди, Адам и Ева. В позднейшей традиции представление о рае было увязано с концепцией воздаяния и эсхатологическим учением иудаизма (учением о конце света). Одно из мнений, представленных в раввинистической литературе, – рай и ад существовали еще до сотворения мира: техинном (ад) был расположен по левую руку Бога, рай – по правую. Для каждого еврея есть и одно место в раю, и одно – в техинноме; какое из этих мест он займет, зависит от самого человека. Для средневековых философов, рационалистически относящихся к тексту Библии, традиционным было аллегорическое толкование традиционных образов рая и ада. Например, Маймонид расшифровывал образ рая как символ радости единения с Богом, а ад – как лишение вечной жизни. Альбо Иосиф считал, что ад – это только образное выражение состояния людей, посвятивших жизнь чувственным наслаждениям и лишенных их в нематериальном мире загробной жизни. Однако идея ада и рая не принадлежит к основополагающим догматам еврейской религии и является, скорее, элементом этических учений и фольклорных представлений. Образы рая (и ада) получили свое развитие в исламе и христианстве. Поскольку в исламе изобразительное искусство расценивается как идолопоклонство, то описания рая и ада приобрело преимущественно словесное выражение (за исключением книжных миниатюр). В христианстве картины райской жизни послужили сюжетом многочисленных полотен. В Новое время многие отвергали существование ада и рая, в частности, основываясь на милосердии, как одном из атрибутов Бога, а представление об аде противоречит ему.

 
PR-CY.ru