Словарь по иудаизму М МОЛИТВА

МОЛИТВА

МОЛИТВА – это обращение к сверхъестественным силам, выражающее главным образом благодарность или просьбу к Богу; один из базовых религиозных феноменов. Оно может принимать как ритуализированные формы, так и форму свободного обращения с Богом, выражения своих личных чувств. Английское слово «prayer» (молитва) происходит от латинского слова «precor», что значит «просить». На иврите слово «молитва» («литпаллель») означает «судить себя». С точки зрения иудаизма, молитва – это не только просьба к Богу, но и средство для самопреобразования. Она действует двояко: приближает Бога к человеку, а человека – поднимает к Богу. На фасаде каждой синагоги написаны слова на иврите: «Да лифни ми ато омед» («Знай, перед Кем ты стоишь»). То есть, молиться – значит не столько просить о чем-то Бога, сколько находиться перед Ним. Это – воспитание собственной силы воли для того, чтобы установить прямой контакт с Богом, чтобы изменить самих себя и получить то, что ожидает человека. В эпоху существования Иерусалимского храма основной формой отправления культа было жертвоприношение, тем не менее, довольно рано установилась взаимосвязь между жертвоприношением и молитвой. Со временем главным местом для вознесения молитв стал Храм, даже если молящийся не был в Храме. Он обращался лицом в его сторону во время молитвы. Особое значение молитва как часть ритуала богослужения приобрела после разрушения Храма, когда совместная молитва в синагоге заменила храмовую службу. Иудаизм различает три вида молитвы. 1. Прославляющие молитвы (шева); они учат, какими должны быть иудеи. 2. Молитвы-просьбы (бакаша); иудеи полагают, что Бог знает лучше – поэтому делает то, что считает нужным. 3. Благодарственные молитвы (ходаа); евреи считают, что должны стать такими людьми, которые никогда не забывают о благодарности. Иудаизм признает, что люди порой молятся слишком много и чересчур полагаются на Бога, поэтому поясняет, что Бог не станет все делать за людей, а помогает только тому, кто сам помогает себе. У евреев есть утренняя молитва (шахарит), дневная (минха) и вечерняя (маарив). Таким образом, молитва является главной формой литургии. Кроме молитв, вошедших в состав литургии, появилось еще несколько хвалебных гимнов и целый ряд молитв, приуроченных к особым случаям. Произошла канонизация текстов основной молитвы (см. Амида), праздничных молитв и пр. Считается, что начало этому положили три основателя иудейской религии: Авраам, Исаак и Иаков, поскольку каждый из них предписал определенное время для молитвы.

 
PR-CY.ru