МОЛОХ

МОЛОХ – в Библии, по мнению исследователей, имя почитавшегося в Палестине, Финикии и Карфагене ханаанского божества, с которым были связаны человеческие жертвоприношения; Молох могло быть и просто названием финикийско-ханаанского ритуала принесения в жертву детей. В библейской традиции человеческие жертвоприношения были запрещены (Лев. 18:21 и 20:2–5; ср. предание о жертвоприношении Авраама); иудейский царь Иосия уничтожил жертвенники тофета (2 Цар. 23:10); человеческие жертвоприношения совершали, согласно библейской традиции, лишь цари-отступники, например, Ахаз (2 Цар. 16:3) и Манассия (4 Цар. 21:6). Как имя божества Молох встречается восемь раз в Месопотамском Талмуде (пять раз в книге «Левит» (Лев. 18:21; 20:2–5), дважды в книгах Царств (в 3 Цар. 11:7 («Молох, мерзость Аммонитская», судя по всему, ошибочно вместо Милхома, ср.: 3 Цар. 11:6) и в 4 Цар. 23:10) и один раз в «Книге пророка Иеремии» (Иер. 32:35; здесь говорится о том, где этот культ совершали в Палестине, – месте Тофет в долине Еннома)). В Септуагинте (LXX) слово передаётся как общее имя («правитель» в книге «Левит», «царь» в 3 Цар. 11:5 (Месопотамский Талмуд 1 Цар. 11:7)) и как имя собственное (4 Цар. 23:10; Иер. 39:35 (Месопотамский Талмуд 32:35)). В Септуагинте (LXX) Молох передаёт масоретское выражение «ваш царь» (в Ам. 5:26; этот вариант Септуагинты (LXX) приводится и в Новом Завете, где имя Молох встречается один раз – в Деян. 7:43. С вопросом о значении имени библейского Молоха и его этимологии связана длительная научная дискуссия. Большинство учёных выводят это имя из западно-семитского корня, означающего «править, быть царём», либо видят в нём масоретское искажение слова «царь», в котором были использованы огласовки слова «стыд»; другие считают это формой причастия породы «qal» от глагола с этим корнем; некоторые относят его к форме cеголатного имени. В 1935 г. немецкий библеист Отто Айсфельдт на основании изучения неопунических надписей (конец I тыс. до н.э. – первые века н.э.) выдвинул предположение о том, что ветхозаветное Молох нужно соотносить с неопуническим термином, обозначающим культ принесения в жертву детей, известный из надписей на погребальных стелах, которые были обнаружены недалеко от Карфагена и в других местах финикийской колонизации. («Священные места» культа Молоха со следами жертвоприношения детей и молодых животных раскопаны на Сицилии, Сардинии и в Северной Африке.) Таким образом, Молох – название самого ритуала жертвенного сжигания людей или животных, позже принятое уже как имя божества. Согласно гипотезе Отто Айсфельдта, все места, где в Ветхом Завете встречается Молох, нужно понимать исходя из того, что это слово здесь – общее родовое имя, и соответствующим образом переводить выражения с этим словом (напр., в 4 Цар. 23:10: как «проводить своего сына или дочь через огонь как молх-жертву»; ср. синодальный перевод: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху»). Гипотеза Отто Айсфельдта оспаривается многими учёными. Среди выдвигаемых контраргументов исследователи называют, во-первых, тот факт, что археологи не находят свидетельств детского жертвенного культа в самой Финикии, дающего необходимое связующее звено между Израилем и пуническими колониями; во-вторых, надписи на финикийских погребальных стелах появляются только в VII–VI вв. до н.э. и, кроме того, надписи на стелах со словом «Молох» обнаруживаются и в местах (например, на Мальте), где не найдено погребений, – это даёт исследователям основание для понимания слова «Молох» как указания на того, кто приносил жертву; и наконец, всё больше учёных сомневаются в том, что исследования финикийских останков указывают на детский культ (см. в ст. Финикийская религия, Ханаана религии).

 
PR-CY.ru