МЕША, Меса - Страница 2

Стела Меши содержит обширную информацию о Меши, отсутствующую в Библии. Этот базальтовый памятник высотой 115 см и шириной 60 см был обнаружен в 1868 г. в Дибане; с 1873 г. хранится в Лувре. Исследователи отмечают, что надпись на стеле включала более чем 35 строк, из которых первые 30 почти полностью сохранились, а вот следующие за ними полны лакун и представляют собой лишь обрывки фраз; как минимум две заключительные строки надписи полностью утрачены (местные арабы разбили камень на фрагменты перед его отправкой во Францию; стела восстановлена по слепку из папье-маше, сделанному Шарлем Симоном Клермон-Ганно). Стела была воздвигнута Мешой в память о его успешном восстании против владычества Израильского царства в Моаве и посвящена местному богу Кемошу. Это самый объёмный внебиблейский документ из обнаруженных до настоящего времени эпиграфических памятников, содержащий информацию о древнем Израиле. Текст стелы написан на моавитском языке алфавитным ханаанейско-палеоеврейским шрифтом. Моавитский язык относится к ханаанейской группе северо-западно-семитских языков и был близок к древнееврейскому и аммонитскому, но имел некоторые общие формы с финикийским и старо-арамейским языками. По палеографическим критериям и содержанию создание надписи на стеле исследователи датируют серединой – третьей четвертью IX в. до н.э. В тексте надписи от имени Меши рассказано о том, что «Амврий, царь Израиля, угнетал Моав многие дни, ибо гневался Кемош на страну свою. И сменил его сын его, и сказал также (и) он: «Буду угнетать Моав». Во дни мои сказал он та[ким образом]. И я обратил свой взор (букв.: «посмотрел») на него и на дом его – и Израиль гибелью погиб (на)веки. Амврий овладел зе[млёй] Медевы, и обитал он (Израиль) в ней во дни его, и в (течение) половины дней его сыновей (или: «его сына») сорок лет. Но [вер]нул её Кемош во дни мои». «И отстроил для себя царь Израиля Атарот». «И царь Израиля отстро[ил] Яхац (Иаац, Яац), и он [Израиль] обитал в нём, пока воевал со мной». Исходя из этих сведений, исследователи реконструируют следующую последовательность событий. После разделения единого Израильского царства, контролировавшего Моав, на Южное (Иудея) и Северное (Израиль) моавитяне обрели независимость; исследователи полагают, что это произошло не позднее времени правления израильского царя Ваасы (около 909 – 886 гг. до н.э.). Однако израильскому царю Амврию (около 885 – 874 гг. до н.э.) удалось восстановить контроль над Моавом, в частности, расположив гарнизоны в крупнейших городах Моавитского плоскогорья: Медеве, Яхаце, Атароте, Нево. Дивон продолжал оставаться резиденцией моавитского царя, оказавшегося в вассальной зависимости от Израиля. По мнению исследователей, если в восьмой строке интерпретировать слово как «его (Амврия) сын», то тогда получается, что восстание Меши началось ещё при жизни израильского царя Ахава (около 874 – 853 гг. до н.э.), сына Амврия. В этом случае упоминаемые в той же строке сорок лет господства Израиля над Моавом следует интерпретировать символически – как условное время жизни одного поколения (ср., например: Исх. 16:35; Числ. 14:33–34; Втор. 2:14; Пс. 94:10).

 



 
PR-CY.ru