МАРИ - Страница 3

В архивах примерно в равной степени представлены административные документы и переписка; несколько сот табличек содержат тексты юридического или литературного содержания, в том числе несколько произведений на шумерском и хурритском языках. Архивы Мари – важнейший и во многих случаях единственный источник сведений по политической истории и социально-экономическому устройству как царства Мари, так и всей Передней Азии первой половины XVIII в. до н.э. Кроме того, эти тексты содержат уникальные данные о сирийской и месопотамской культуре и религии начала II тыс. до н.э. Тексты из Мари издаются, в основном, в сериях: «Archives royales de Mari» (Париж) и «Florilegium Marianum» (Париж). К настоящему времени опубликовано около 9 тыс. табличек. В первые десятилетия после открытия архивов Мари большую популярность приобрёл поиск параллелей между содержанием текстов из Мари и Ветхого Завета (работы Анри Казелля, Абрахам Маламата и др.). Это было связано, прежде всего, с тем, что в текстах из Мари широко представлен аморейский (неаккадский семитский) лексический материал (как в антропонимике, так и в виде заимствований в аккадской письменной речи), содержащий многочисленные изоглоссы с древнееврейским. Кроме того, тексты из Мари пролили новый свет на раннюю историю «библейских мест»  – Сирии и Восточного Средиземноморья, в целом слабо освещённую в клинописных источниках. Было отмечено сходство социально-культурных практик, засвидетельствованных в текстах из Мари и в Ветхом Завете: среди них выделялись племенная организация общества и связанные с ней обычаи, важная роль гадателей и прорицателей, культ каменных памятников и др. В обоих корпусах присутствуют следы общих фольклорных мотивов, а в некоторых ветхозаветных сюжетах (например, в Быт. 14:1–11), возможно, в сильно изменённом виде, отражены подлинные события XVIII в. до н.э., упомянутые в текстах из Мари. В последние десятилетия возобладал скептический подход к подобным сравнениям (Дэниел Флеминг, Джек Мюрад Сассон и др.). Подчёркивается временна́я дистанция между XVIII в. до н.э. и временем составления Ветхого Завета; кроме того, тексты из Мари документируют, в основном, положение дел в Верхней Месопотамии и на среднем Евфрате, а не в южной части Восточного Средиземноморья. Изоглоссы между древнееврейской и аморейской лексикой оказываются неспецифическими и объясняются в рамках северо-западного семитского (или центрально-семитского) единства. Сходства в социально-культурной области исследователи объясняют как этнографические аналогии или региональные явления, охватывавшие всю древнюю Переднюю Азию.



 
PR-CY.ru