МАРДУК - Страница 2

Поэма «Я буду хвалить господина премудрости» («Невинный страдалец», около XIII в. до н.э.) начинается с гимна Мардуку и описания его двойственной природы: Мардук – яростный бог, гнев которого губителен, и он же – избавитель от горя и страданий. Затем в поэме излагается история о некоем богатом и знатном человеке, который усердно молился и совершал жертвоприношения, но потерял собственность, остался без друзей, семьи, лишился здоровья. Страдалец многократно обращался к гадателям, лекарям, личному богу и духу-хранителю с вопросами о причинах несчастий и молил о помощи, но не получал ответа. Несчастный стал уже готовиться к смерти, когда ему явился посланник Мардука, объявил о его спасении и объяснил, что причиной несчастий был гнев Мардука. Эту поэму сравнивают с библейской историей Иова Многострадального (см. Иова книга), однако Иов не сомневался в своей праведности и говорил, что все посланные ему несчастья были испытанием веры, в то время как герой месопотамской поэмы, хотя и свидетельствует, что никогда не пропускал молитвы богам, чувствует себя виноватым и просит прощения за неизвестные грехи. В поэме утверждается, что никто из людей не может быть праведным без божественной помощи, поскольку только богам дано понять, что хорошо и что плохо. Люди могут испытывать страдания вследствие совершённых ими проступков, но Мардук достаточно милостив, чтобы простить грехи и избавить покаявшегося от дальнейших несчастий. Представление о Мардуке как о том, кто наказывает за прегрешения, и одновременно как о милосердном избавителе от несчастий сохранялось и после того, как он возглавил пантеон. Эта теологическая доктрина сложилась, как полагают исследователи, в конце XII в. до н.э. В конце II тыс. до н.э. население Вавилонии страдало от военных набегов со стороны соседей, во время одного из них эламитяне захватили и разграбили Вавилон и вместе с другими сокровищами увезли в Сузы (столицу Элама) статуи бога Мардука и его супруги Сарпанитум. Когда после нескольких десятилетий политической нестабильности на трон в Вавилоне был возведён царь Навуходоносор I (1126–1105 гг. до н.э.), одной из своих важнейших задач он провозгласил примирение с Мардуком, который, как утверждалось в одной из надписей царя, приказал отвезти его (т.е. его статую) в Элам, поскольку разгневался, когда в стране «добро исчезло, и стало править зло». После неудачных военных походов вавилоняне разгромили эламское войско, захватили и разрушили Сузы. Статуя Мардука была торжественно перевезена в Вавилон. Эмоциональный подъём после военной победы и возвращения Мардука привёл к появлению большого количества гимнов, эпических поэм, царских надписей, в которых говорилось об этих событиях. В эпосе «Энума элиш» («Когда наверху», вторая половина II тыс. до н.э.) был сформулирован тот взгляд на роль и значение Мардука, который декларировался в прологе законов Хаммурапи. В поэтическом тексте описывается подвиг Мардука, который спас богов, уничтожив чудовище Тиамат, а затем создал космос и человечество. Благодарные боги выбрали Мардука своим царём, построили в его честь храм в Вавилоне и передали ему 50 имён и эпитетов, которые раньше принадлежали другим богам месопотамского пантеона, в том числе Энлилю.

 



 
PR-CY.ru