МАМРЕ - Страница 4

В стене вторично был использован фрагмент римского фриза (как полагают исследователи, при перестройках оригинальный фриз оказался частью кладки стены). Дополнительный вход с северной стороны был сделан позже, как полагают исследователи, во времена крестоносцев. Длина северной стены составляет 64,77 м. В центральной части исследователи обнаружили несколько квадров с характерной для иродианских построек обработкой поверхности. Дверной проём располагался в северной части стены (2 м шириной), и к нему также, скорее всего, как полагают исследователи, вёл дополнительный лестничный пролёт. По сторонам от дверного проёма стену украшают так называемые лопатки (в отличие от пилястр лопатки не имеют ни баз, ни капителей). Они образуются искусно выполненными отступами стены в промежутках, которые подчёркнуты наклонными срезами. Края камней и по данному наклонному срезу, и по краям лопаток обработаны тонкими фасками, которые подчёркивали особенный монументально-суровый стиль и строгую геометричность кладки. Ширина лопаток – 0,88 м, расстояние между ними – 1,9 м (аналогичные лопатки исследователи встречают в декоре внешних стен Махпелы и Храмовой горы). По реконструкции Ицхака Магена они охватывали весь внешний периметр здания, фланкируя два входа. Остатки построенной в Мамре при императоре Константине I Великом церкви были найдены в восточной части здания. Строение занимало приблизительно третью часть всего здания, открытое пространство играло роль атриума. В его юго-западном углу располагался сохранившийся от более раннего периода колодец. Церковь проста по своей планировке: это – однонефное сооружение с единственной апсидой, обращённой на восток (как полагают исследователи, апсида могла играть роль алтаря ещё в языческой постройке и таким образом предшествовала церкви). Всё здание размещается внутри стен римской постройки. Входу предшествовал нартекс во всю ширину. По бокам от церкви пристроены симметричные галереи и отдельные боковые комнаты, в плане они образуют подобие трансепта, сдвинутого к восточной части постройки. Джон Уилкинсон датировал постройку церкви временем крестоносцев. Здесь было найдено большое количество римско-византийской керамики, ламп, монет, фрагментов скульптурного декора. Среди наиболее интересных находок мелкой пластики исследователи выделяют статуэтку Диониса и миниатюрный алтарь, на котором сделана надпись в честь идумейского бога Коса. Иосиф Флавий рассказал историю одного из членов жреческой семьи (Костобара), которая была связана с культом этого бога. Построенное здание реконструируется исследователями как открытое прямоугольное сооружение с пилястрами, оно напоминает им аналогичные сооружения в Махпеле, в Хевроне и на Храмовой горе в Иерусалиме. Археологи сделали вывод, что здание в Мамре было возведено Иродом Великим специально для идумеев примерно одновременно с Махпелой и Вторым храмом, что имеет особое значение ввиду идумейского происхождения царя. Идумеи издревле населяли юг Иудеи и вели своё происхождение от Исава, брата Иакова, поэтому и Махпела, и Мамре были сакрально значимыми для них местами. После разрушения храма в 70 г. н.э. дуб продолжали почитать, как полагают исследователи, и другие группы язычников, и он стал главной святыней региона.



 
PR-CY.ru