«ЛИТЕРАТУРА ПРЕМУДРОСТИ»

«ЛИТЕРАТУРА ПРЕМУДРОСТИ» – это термин, введённый современными исследователями для обозначения литературного жанра, который существовал не только в Израиле, но и на всем Ближнем Востоке. Его примером в Библии является притча (евр. mashal), двухчастное предложение, содержащее некую фундаментальную истину о жизни. Mashal является основным компонентом книг Иова, Притчей и «Екклесиаста», а также присутствует и в других частях канона, таких, как «Псалтырь» и книги пророков. (Mashal также характерны для некоторых апокрифических книг, таких, как книга Иисуса сына Сирахова и книга Премудрости Соломона.) Но для того чтобы понять mashal и книги, которые являются собранием meshalim (притчей), необходимо сначала понять, что же такое премудрость. Премудрость – это не просто особый тип литературы древнего Израиля, а образ жизни и понимания мира. Мудрец, учитель – это тот, кто пытался понять глубинное значение вещей, и в этом было его общественное предназначение. Мудрецы имели соответствующие профессии: они были советниками царей, судьями, учителями, писцами. На Ближнем Востоке мудрецами часто считались люди, которые знали, как истолковывать сны (библейские персонажи Иосиф и Даниил во многом были именно такими людьми) и другие таинственные явления, умели понимать движение планет и звёзд, поведение животных и птиц, другими словами, всю природу. И хотя не всё из этого имеет отношение к содержанию библейских книг, но речь идёт об одном и том же типе мировоззрения. В чём же заключается это «мудрое мировоззрение»? Одним из его фундаментальных принципов является убеждение в том, что мир полон смысла, и что за хаосом, несправедливостью и путаницей повседневной жизни стоит определённый порядок, через понимание которого только и можно осознать сущность конкретных явлений и событий. Этот порядок называется по-еврейски «hokmah» («премудрость»). Как написано в «Книге Притчей» (3:19): Господь премудростью основал землю, Небеса утвердил разумом. Человек, познавший этот порядок или, по крайней мере, часть его, считался «нашедшим» или «познавшим» премудрость. Но это было нелегко, как говорит об этом псалом 91:6–7: «Как велики дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Как же человек может понять этот порядок? “Откуда же исходит премудрость, и где место разума?”» (Иов 28:20). Человек, не знакомый с миром премудрости, может сказать, что её достижение возможно, прежде всего, через веру, постоянное желание верить, что всё происходит по плану, что существует высшая справедливость, что праведность восторжествует, и что человек всегда нуждается в руководстве свыше. Но библейские тексты дают другой ответ: порядок в мире очевидным образом присутствует, но его может обнаружить только тот, кто готов к этому и умеет ждать.

 



 
PR-CY.ru