ЛОТ - Страница 5

В исламе Лот (араб. – Лут) не только считается праведником, но и наряду со многими другими библейскими персонажами был переосмыслен как пророк и посланник Аллаха. Он относится к числу так называемых пророков великих катастроф, среди которых его история по количеству упоминаний стоит на втором месте после истории о Нухе (Ное) и потопе. Не считая отдельных упоминаний Лота, более или менее пространное повествование о нём содержится в девяти сурах, почти исключительно позднемекканского периода: в четырёх – как продолжение рассказа об Ибрахиме (Аврааме) и о его гостях, в пяти – как самостоятельный эпизод. Пророческая миссия Лота заключалась в том, что он предупреждал народ о грядущем наказании за грехи. Благодаря типологическому сходству его истории с биографией Мухаммада, основанному на факте ухода из родного города из-за неверия соплеменников, фигуре Лота в Коране придаётся гораздо большее значение, чем она имеет в Библии. При этом для исследователей очевидно, что библейское сказание о Лоте было в том или ином виде известно слушателям Мухаммада, поскольку он ссылается на то, что они видели развалины города Лота. Арабы могли видеть Содом и Гоморру, когда их караваны проходили в районе Мёртвого моря, либо локализовали истреблённые города в Аравии. Город Лота (в другой интерпретации – города, которых толкователи обычно насчитывают пять, включая или исключая Содом) в Коране называется «опрокинутым», а его жители – «опрокинутыми» (во Втор. 29:23 и др.). Город был перевёрнут (согласно мусульманским толкованиям, архангелом Джибраилом (Гавриилом)) и уничтожен дождём «камней из глины плотной, меченных у... Господа» (этот мотив, как полагают исследователи, имеет внутриаравийское или месопотамское происхождение). По мнению некоторых комментаторов, на камнях были высечены имена жителей, и каждый камень настигал свою жертву, где бы она ни находилась (средневековые авторы указывали на существование в их время этих чёрных блестящих камней). В Коране жена Лота (как и жена Нуха) – пример неверной жены пророка, которая обречена на муки в аду. Её погибель посланники заранее предсказали Ибрахиму и Лоту. Мусульманские экзегеты, как полагают исследователи, опирались на агадические предания, согласно которым она была наказана за то, что нечестием уподобилась другим жителям города, а также за то, что при появлении у Лота посланцев побежала к соседям за солью, чтобы таким образом выдать их приход. Д. Кюнстлингер, сравнив положительные характеристики Лота в христианской традиции с его отрицательным изображением в агадической литературе, пришёл к выводу, что образ Лота в Коране имеет христианские корни. В испытавшем же исламское влияние еврйском трактате IX в. «Пирке де-Рабби Элиезер» Лот представлен как положительный персонаж. В исламской литературе о пророках и в памятниках тафсира история Лота была расширена, главным образом, за счёт библейского материала и его иудейских и христианских толкований. Мусульманские экзегеты высказывали мнение, что одна из дочерей Лота была матерью пророка Айюба (Иова). Особое внимание толкователи уделяли дочери Лота Зугар, по имени которой получили название один из городов и Мёртвое море. Имя Лут, соотнесённое в арабском языке с корнем, означающем «приклеиваться, прилепляться», дало производную группу слов, означающих гомосексуальность.

 



 
PR-CY.ru