Словарь по иудаизму И ИЕРИХОН

ИЕРИХОН

ИЕРИХОН, Ариха – город, расположен на 250–260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря, в долине реки Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима, в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородные, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать Иерихон как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до римской эпохи окрестности Иерихона славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн. 1:14). Иерихон – древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно, из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше египетских пирамид). В Ветхом Завете Иерихон упоминается многократно, прежде всего, в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в том числе «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор. 34:1–3). Согласно Ветхому Завету, Иерихон был первой крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в Иерихон лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от которой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили Иерихон с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав. 6:15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошёл в город, каждый со своей стороны, и взяли город» (Нав. 6:19). Далее рассказывается о разгроме города и об уничтожении его жителей (кроме спасшей еврейских лазутчиков блудницы Раав и её семьи), о посвящении захваченной добычи Богу и о проклятии Иисусом Навином тех, кто попытаются восстановить город (Нав. 6:25). При разделении земли обетованной южная граница колена Ефремова и северная – Вениаминова проходили близ Иерихона, город был отдан Вениамину (Нав. 16:7; 18:12, 21). Вновь Иерихон упомянут в Библии уже в истории царя Давида (2 Цар. 10:5), хотя в это время (X в. до н.э.) на месте города были лишь развалины; в 3 Цар. 16:34 сообщается о его восстановлении при царе Ахаве (874–853 гг. до н.э.) Ахиилом Вефилянином, во исполнение заклятия поплатившимся первенцем и младшим сыном. Здесь поселились пророк Илия и «сыны пророков» (4 Цар. 2:4, 5, 15), высоко оценившие расположение города, но не воду в его источнике, и первое чудо жившего в Иерихоне пророка Елисея заключалось в том, что он бросил в воду соль и «сделал воду... здоровою... до сего дня» (4 Цар. 2:19–22; источник поныне почитается вблизи Сорокадневной, или Искушения, горы на Телль-эс-Султане).

 



 
PR-CY.ru