Словарь по иудаизму И ИЕГУДА ХА-НАСИ

ИЕГУДА ХА-НАСИ

ИЕГУДА ХА-НАСИ – составитель Мишны. После взятия Иерусалима и разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н.э., а также окончательного поражения в войне 133 г. н.э. иерусалимская храмовая община, созданная Ездрой,  распалась. Большая часть евреев постепенно рассеялась по всему миру, и в диаспоре возникла иная религиозная организация – синагогальная. Центром иудейских общин стал не Иерусалимский храм, а местная синагога, которая заменила жертвы в Храме на молитву. Старый иудаизм, строившийся во многом на храмовом богослужении и жертвоприношениях, должен был уступить место новому, отличительной чертой которого стало строгое следование множеству ритуальных предписаний, касавшихся всех сторон жизни правоверного иудея. Все эти предписания были собраны к V в. в Талмуде, который является всеобъемлющей книгой, включающей в себя все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, поэзии, истории, естествознания, математики и медицины. Потребность в такой книге вытекала из самого духа иудейской религии. Хотя Талмуд был творением многих авторов, все же иудаистская традиция окружает имена некоторых из них особым почтением. В их числе – Йегуда ха-Наси, благодаря которому идеи и наработки нескольких поколений законоведов получили завершающую каноническую форму. После разрушения Иерусалима таннаи (законоучители) и амораи (толкователи) составили несколько сборников, которые обычно называли мишна, т.е. «заучиваемое», «повторяемое», поскольку они изучались в талмудических школах (иешивах). Их отличительная особенность заключалась в том, что мишны включали в себя не только сами законы, но также их мотивировку, т.е. обстоятельства, в которой они были сформулированы. Весь этот разнородный материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, а созданная им «Мишна» вскоре была признана канонической. Ее тексты регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа (см. Танах), доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям. Хотя «Мишна» была составлена только в качестве руководства для школ законоведов, с течением времени она сделалась священной книгой для народа, и на нее стали смотреть как на прямое продолжение Моисеевой Торы.

 
PR-CY.ru