ИЗМАИЛЬТЯНЕ

ИЗМАИЛЬТЯНЕ – 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари, и традиционно отождествляемый с арабами; 2) в средневековой христианской традиции также наименование мусульман (синонимы – агаряне, сарацины). В Ветхом Завете термин «измаильтяне» исследователи встречают в пяти контекстах. О происхождении измаильтян от Измаила в Библии не говорится, однако на это однозначно указывает форма слова. В двух самых ранних упоминаниях – в истории продажи праведного Иосифа братьями (Быт. 37:25, 27–28; 39:1 – ср.: Быт. 37:36) и в рассказе о победе Гедеона (Суд. 8:24) – одно и то же племя названо измаильтяне и мадианитяне (потомки другого сына Авраама, Мадиана), что, как полагают исследователи, свидетельствует о неустойчивости ранней генеалогии. В Пс. 82:7 измаильтяне упоминаются в ряду народов, враждебных Израилю. Наконец, измаильтянами названы военачальник Иефер (1 Пар. 2:17; ср.: 2 Цар. 17:25) и находившийся на службе у царя Давида Овил, надсмотрщик за верблюдами (1 Пар. 27:30). Последнее упоминание указывает на занятие измаильтянами скотоводством и на ведение кочевого образа жизни, что вполне согласуется с характеристикой потомков Измаила (Быт. 25:16). Перечень «сынов Измаила», приводимый в Быт. 25:12–16, включает имена, соответствующие названиям различных племён, упоминаемых как в Ветхом Завете, так и в ассирийской, арамейской и северо-аравийской эпиграфике VIII–VII вв. до н.э. Отождествление измаильтян как с 12 коленами Измаила, так и с арабами есть у Иосифа Флавия, по свидетельству которого они занимали территорию от реки Евфрат до Красного моря и называли её Набатеей. Большинство современных учёных, например, Эрнст Аксель Кнауф и Шломо Дов Гойтейн, придерживаются этой традиционной точки зрения, признавая измаильтян племенной общностью, существовавшей в VIII–VII вв. до н.э. на территории Северной Аравии. Однако есть и противоположное мнение И. Эфаля, считающего измаильтян южно-палестинским племенем, не засвидетельствованным позднее рубежа II и I тыс. до н.э. Представление об общем происхождении евреев и арабов от Авраама через его сыновей Исаака и Измаила, не зафиксированное ни в Библии, ни в Коране, было признано обеими традициями. В ряде древних еврейских источников арабы упомянуты как «кузены» (евр. – «дядя») израильтян по созвучию с названием арабского племени деданян, о котором написано у пророка Исаии (Ис. 21:13). В христианской литературе, например, у Епифания Кипрского (около 315 – 403 гг.), термин «измаильтяне» первоначально обозначал племена, происшедшие от Измаила и соблюдавшие обряд обрезания, и употреблялся наряду с названиями «агаряне» и «сарацины». С появлением ислама термин приобрёл религиозную окраску. Уже Иоанн Дамаскин (VIII в.) в трактате «О ста ересях» относит все три наименования к мусульманам. Этот перенос значения вполне соответствовал восприятию мусульман, считавших истинное единобожие, т.е. ислам, «верой Исмаила». Впоследствии в этом значении наибольшее распространение получил термин «агаряне» как в византийской, так и в древнерусской письменности.

 
PR-CY.ru