ХАСМОНЕИ

ХАСМОНЕИ – священнический род из поселения Модиин (которое располагалось на границе Иудеи и Самарии), к которому принадлежали Маккавеи. Хасмонеи и их потомки правили Иудеей в 140–37 гг. до н.э. Фактически они были вождями народа с начала восстания против государства Селевкидов в 167 г. до н.э. Название «хасмонеи» упоминается у Иосифа Флавия, в Мишне и Талмуде. Однако, в книгах Маккавеев имя Хасмонеи не встречается. Иосиф Флавий производит имя «Хасмонеи» от прадеда Маттитьягу (исследователи предполагают связь этого имени с деревней Хашмон, областью Хашмона и т.п.). Пришедший в 175 г. до н.э. к власти в империи Селевкидов Антиох IV Епифан стремился ускорить процесс эллинизации подвластных народов, в том числе евреев. Летом 167 г. до н.э. Антиох IV издал ряд указов, прямо направленных против иудаизма как религии. Гонения носили беспрецедентный для древнего мира характер. Это катализировало противоречия между эллинизированным населением и еврейскими традиционалистами. Началось вооружённое сопротивление. В декабре 164 г. до н.э. повстанцы овладели Иерусалимом. Иудейское государство было восстановлено в 142 г. до н.э. Первым вождём восставших был священник (коэн) Маттафия Хасмоней (Маттитьягу), а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей. После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из братьев – Ионатан. В результате заговора был убит и он. В 140 г. до н.э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттафии – Симон (Шимон), который собрал для этого в Иерусалиме Великий Собор (Кнессет гдола), утвердивший его в этих должностях. Это назначение стало наследственным и должно было передаваться его потомкам «до того как явится истинный пророк». С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев. Симон стремился привлечь на свою сторону и противников политики Хасмонеев. Одного из них (своего зятя Птолемея) он назначил правителем Иерихона. Птолемей решил при содействии Антиоха VII захватить власть в Иудее. Для этого он в феврале 134 г. до н.э. заманил Симона и двух его сыновей на пир и убил их. Однако третий сын Симона Йоханан Гиркан уцелел, удержал власть и стал этнархом. Он провёл ряд успешных завоевательных походов, расширяя пределы своих владений и присоединил Моав, Идумею и Самарию. Пол Джонсон пишет, что Симон как и другие Маккавеи был харизматическим народным лидером, лишённым своекорыстия. В отличие от него Иоанн I Гиркан был правителем по праву рождения, чеканил монеты с самопрославлениями. Иоанн I Гиркан умер в 104 г. до н.э. Вопреки его завещанию, согласно которому его старший сын Аристобул должен был стать первосвященником, а светская власть остаться в руках его матери, Аристобул провозгласил себя царём и заточил мать в темницу, где она и умерла. В тюрьме сидели также три его брата. Сам Аристобул умер через год, и царём стал третий сын Иоанна I Гиркана Александр Яннай (вдова Аристобула стала женой Янная). Александр Яннай успешно продолжил завоевания отца и присоединил к царству приморские территории от горы Кармель до Газы. Кроме этого, он захватил Декаполис и Петру.

 



 
PR-CY.ru