Словарь по иудаизму Х ХАСКАЛА

ХАСКАЛА

ХАСКАЛА (досл. «просвещение») – еврейское идейное течение, возникшее под влиянием идей европейского Просвещения во второй половине XVIII в. Хаскала выступала против культурно-религиозной обособленности еврейства, полагая, что приобщение к достижениям светского европейского образования улучшит положение еврейского народа. Сторонники движения, которых называли маскилим («просвещенные»), видели корень бед еврейского народа в его обособленности от нееврейской среды. Для его преодоления они предлагали ввести обучение евреев светским наукам и языкам тех государств, где они проживали. А также изменить внешний облик и поведение еврея, что включало ношение европейской одежды и усвоение европейского этикета, чтобы по своей социальной принадлежности евреи ничем не отличались от населения стран проживания. Противники хаскалы считали, что осуществление  их программы приведет к утрате еврейской идентичности. Поэтому вопрос ассимиляции был важнейшим в развернувшейся полемике. Тем не менее, проблемы, поднятые в рамках движения хаскалы, стали центральными для еврейских интеллектуальных лидеров двух последующих веков вплоть до Второй мировой войны. Предшественником хаскалы считается Моисей Мендельсон (1729–1786 гг.), который хотя и настаивал на сохранении всех обрядовых и ритуальных предписаний, но свой важнейший вклад в дело просвещения еврейского народа видел в переводе Пятикнижия на немецкий язык. Впервые программу хаскалы сформулировал Нафтали Герцем Вессели, возлагавший большие надежды на милость просвещенных монархов, в частности на австрийского императора Иосифа II, издавшего «Указ о терпимости». Особое внимание в его программе уделялось реформированию еврейского образования путем введения в него светских дисциплин. Первоначально предложение Вессели было спокойно встречено раввинами Германии и не вызвало возражений. Программа создания системы светских школ для евреев нашла поддержку и у властей большинства европейских государств. Были созданы так называемые интегральные школы, приемлемые и для ортодоксальных иудеев, в которых наряду с еврейскими дисциплинами изучались также общеобразовательные предметы. Однако философские взгляды некоторой части маскилим вызвали острое неприятие большинства религиозных евреев. Под влиянием философов европейского Просвещения некоторые деятели хаскалы критически подходили к вопросам религии, отвергая идеи божественного провидения, посмертного воздаяния, а по мере усиления процесса ассимиляции, эмансипации, концепции избранного народа – и мессианской роли евреев (см. Мессианство). Наиболее радикальные представители хаскалы отрицали обязательность исполнения галахических мицвот (см. Мицва), считая, что они отражают общественные и духовные условия прошлого и потому не могут считаться обязательными.

 



 
PR-CY.ru