Словарь по иудаизму Х ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ (от слова «хасид», т.е. «святой», в тексте Библии – «любящий Бога», «благочестивый») – народное религиозно-мистическое движение, зародившееся в Восточной Европе в XVIII в. как реакция на крушение надежд, порожденных мессианическими ожиданиями (см. Мессианство). В Западной Украине, где евреи особенно сильно пострадали в результате восстания Б. Хмельницкого и русско-польских войн, это движение быстро нашло отклик, поскольку иудеи были рассеяны среди местного населения и находились практически вне жесткого контроля центров раввинистической учености Польши и Литвы. Его основатель – Исраэль бен Элиэзер, более известный как Израэль Баал-Шем-Тов или Израиль Бешт (около 1700–1760 гг.). Это прозвище означает «обладатель доброго имени». Человек из низов, он обосновался с группой последователей на Украине, на собственном примере учил новому способу обрести милость Божью. Бешт и его последователи предпочли сердце разуму, чувство и рвение – сидению над книгами, радость от выполнения мицвы – страху перед невольным нарушением незначительных тонкостей Закона. Хасидизм нашел путь к сердцам простых евреев, которые знали, что никогда не станут учеными, но наверняка смогут верно служить Богу. Хасиды сделали выбор в пользу сердца, дух у них главенствует над разумом, интеллектом и ученостью. Хотя молитва и постоянное изучение Священного Писания составляют основу служения Богу, только в состоянии «алият нешама», т.е. радости, мистического взлета души, вызванного усердными экстатическими плясками и пением, верующий обретает Бога и живет в единении с ним. Хасиды большое значение придают застолью. Большую роль у них играют субботние трапезы, во время которых они веселятся, поют, танцуют, достигая таким образом близости с Богом. Достигшие большой степени близости с Богом становятся цадиками («праведниками»). Их примеру надлежит следовать для сближения с Богом. Тем не менее, духовные руководители хасидизма не выработали единого учения, и их воззрения на проблемы каббалы, молитвы и богослужения очень часто не совпадают. Всем направлениям хасидизма присущ пантеизм – вера, что Бог присутствует всюду, что каждое явление и событие имеет отношение к его сущности. Важнейшие концепции хасидизма включают учение о человеке, о цадиках, об исправлении мира, о раскаянии. Учение о человеке основано на каббалистическом противопоставлении души и тела. Во время молитвы, а также и в другое время человек должен стремиться преодолеть ограниченность своего конечного бытия и видеть только божественный свет. Знаменитый хасидский оптимизм также основан на представлении о том, что весь мир наполнен божественным светом. Печаль может стать препятствием служения Богу. Результатом такого мировоззрения является состояние хитлахавут (досл. – «воспламенение», «воодушевление», «энтузиазм»), когда душа воспламеняется преданностью Богу (двекут). Предназначение человека в наибольшей степени реализуется в цадике – человеке особой духовной силы, вожде людей, который несет ответственность за деяния всего народа. Поэтому цадик должен спускаться до уровня простых людей, чтобы поднять их на более высокую ступень духовного совершенства, хотя бы ценой умаления собственной святости. Это обозначается как «спуск ради подъема».

 



 
PR-CY.ru