Словарь по иудаизму Г ГИВА

ГИВА

ГИВА, Гивея; Гивеаф (евр. – холм, возвышенность) – город в уделе колена Вениаминова, называемый в Книге Судей Гивой Вениаминов (Суд. 19:13–14 и др.), а в книгах Царств – Гивой Сауловой (1 Цар. 11:4 и др.). С названием Гива связан ряд городов, упоминаемых в Ветхом Завете, расположенных к северу от Иерусалима, идентификация которых представляет для исследователей значительные сложности в силу схожести звучания и написания (см. Гева, Гиввефон). Названия Гива и Гивея иногда взаимозаменяются. Большинство учёных сейчас считают, что это одно и то же место. Гива известна как родной город и царская резиденция Саула (1 Цар. 13–15). Она часто упоминается в истории борьбы Саула с филистимлянами; именно там были убиты гаваонитянами семь потомков царя (2 Цар. 21:6). Исследователи полагают, что вблизи Гивы находилось святилище – так называемый холм Божий, где пророк Самуил предсказывал Саулу встречу с сонмом пророков (1 Цар. 10:5). Позднее Гива упоминается у пророков Исаии (10:29) и Осии (5:8; 10:9), у которого фраза «дни Гивы» символизирует синоним нечестия Израиля (ср.: Суд. 19–20). Гива находилась на одной из главных дорог к Иерусалиму с севера, связывая его с городом Рама. Локализация Гивы остаётся для исследователей предметом споров. Большинство археологов отождествляют её с Телль-эль-Фуль, что впервые было сделано Эдвардом Робинсоном в 1841 г., в 1868 г. там провёл пробные раскопки Фонд исследований Палестины под руководством Чарльза Уоррена. Основные работы велись под руководством Уильяма Фоксуэлла Олбрайта (1922–1923, 1933 гг.) и П. Лаппа (1964 г.). Телль расположен на высокой горе (840 м), в 5,5 км к северу от Иерусалима. Он был заселён с раннего железного века; исходный нижний слой уничтожен пожаром в XII в. до н.э. Следующий слой содержит основание башни и казематной стены XI в. – как полагают исследователи, это военная крепость эпохи Саула. Раскопки У.Ф. Олбрайта позволили идентифицировать Телль-эль-Фуль как Гиву, а найденные там фундаменты башни – как остатки крепости эпохи Саула (1 Цар. 11–15). Во всех библейских атласах Гива до сих пор совмещена с Телль-эль-Фуль. Однако после работ П. Лаппа возникли сомнения в такой интерпретации: остатки слоёв поселения начала железного века очень скудные, а материал для датировки ограничен; так называемую «крепость Саула» исследователи датируют в пределах 1025–950 гг. до н.э., т.е. она может относиться и к временам правления Давида и Соломона; слой эпохи развитого железного века, как полагают исследователи, относится к более позднему периоду (конец VII – начало VI вв. до н.э.), чем свидетельства о Гиве у пророков VIII в.: Осии и Исаии. Другая версия связывает расположения Гивы с современным посёлком Джаба, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима. В основе такой идентификации также лежит более ранняя гипотеза Э. Робинсона об отождествлении Гивы и Гевы. Позже к этой локализации предложили вернуться П. Лапп, Дж.М. Миллер и П.М. Арнолд, указавшие, что это размещение соответствует библейским описаниям, эти города ассоциируются с районом Михмаса. Джаба окончательно не раскопана, хотя разведки М. Кохави показали присутствие материалов железного века и эпохи персидского нашествия. Известна также Гива в нагорной области Иудеи, принадлежавшая сынам Халева (Нав. 15:57) и расположенная южнее Хеврона и юго-западнее Иерусалима. Точной идентификации Гивы у исследователей нет.

 
PR-CY.ru