ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 3

Он часто соотносит древнее название места с современным названием, приводит расстояния и направления, иногда оговаривая, обитаемо место сейчас или нет. Эти и аналогичные материалы (например, описания путешественников) служили главными источниками представлений христианских народов о географии Палестины вплоть до Нового времени, когда были предприняты первые удачные попытки систематизации и создания научного подхода к ней. Появление большого количества научных исследований по исторической географии Палестины относится к XIX–XX вв.; в современной истории библейской географии исследователи выделяют, по крайней мере, три стадии развития: топографическую (связанную с именами Эдварда Робинсона и Эдвина Смита, положивших начало библейской картографии); археологическую (школа Уильяма Фоксуэлла Олбрайта) и «территориальную» (школа Альбрехта Альта и Мартина Нота). Возрастание интереса к библейской географии в первой половине XIX в. связано, прежде всего, с осознанием необходимости борьбы с мифологической школой библеистики и гиперкритицизмом, ставившими под вопрос историчность библейских повествований. Ключевыми работами стали исследования американского консервативного библеиста и географа Эдварда Робинсона, который в ходе путешествия в 1838 г. по Святой земле вместе с Эдвином Смитом (миссионером, знатоком арабского языка) выработал новую оригинальную методику идентификации мест, упомянутых в Священном Писании. Метод состоял в сопоставлении современного арабского названия места с упомянутым в Ветхом Завете древнееврейским. Таким образом удалось установить, например, что Анафоф, место рождения пророка Иеремии, сохранился в арабском как Аната (севернее Иерусалима), что Вефиль превратился в арабский Байтин, а соседний ему современный Эр-Рам – это библейская Рама. Не всегда названия были созвучными: библейская Офра была отождествлена с современным Эт-Тайиба на основе исторических свидетельств, и уже в ХХ в. было доказано, что в этом переименовании заложен принцип эфоризма: топоним, звучавший по-арабски похоже на слово «демон» (Офра – эфрит), заменили на противоположный по значению – Эт-Тайиба (излюбленный). Идентифицировав больше сотни библейских названий, Э. Робинсон и Э. Смит пропустили ряд значительных городов, таких как Иерихон и Лахиш, поскольку считали телли не археологическими объектами, но природными формациями. Тем не менее, изданные в 1840–1850 гг. аналитические отчёты о путешествии («Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея» и др.) заложили основу археологии библейских территорий и библейской географии. Э. Робинсон издал также работу по физической географии, на основе которой были в дальнейшем созданы классические работы XIX и ХХ вв. – Джорджа Смита и Йоханнана Ахарони. С 1870 гг. началось составление подробных карт Сиро-Палестинского региона. Фонд исследований Палестины, возникший в 1860 гг., заказал в 1869 г. группе английских офицеров изучить территорию Палестины с целью получения научных сведений (Клод Ренье Кондер, Горацио Герберт Китченер и др. работали на западном берегу, восточный взяло на себя Американское общество исследований Палестины, сделавшее несравненно меньше).

 



 
PR-CY.ru