Словарь по иудаизму Е ЕВЕР

ЕВЕР

ЕВЕР – ветхозаветный праотец, потомок Сима (Быт. 10:24; 11:14–17; 1 Пар. 1:17–18; 24–25), сын Салы (Быт. 11:14), отец Фалека (Быт. 11:16) и Иоктана (Быт. 10:25; 1 Пар. 1:19), живший, согласно библейскому повествованию, 464 года (Быт. 11:16–17); прямой предок Авраама (Быт. 11:14–26), упоминается в генеалогии Иисуса Христа, приводимой евангелистом Лукой (Лк. 3:35). Библия также сообщает о четырёх лицах, носивших это имя: одном из потомков Гада, населявших Васан (1 Пар. 5:13); первом из трёх сыновей Елпаала из колена Вениамина (1 Пар. 8:12); втором из одиннадцати сыновей Шашака из колена Вениамина (1 Пар. 8:22); главе священнического рода Амока, упоминаемом в списке вернувшихся из вавилонского плена в Иерусалим священников и левитов (Неем. 12:20). Библейская традиция сближала это имя с созвучными ему этнонимом «еврей» и словами, образованными от корня «проходить», «переходить через что-либо», «край», «берег». Библия называет Сима «отцом всех сынов Еверовых» (Быт. 10:21), демонстрируя этим, что потомки Евера, а следовательно, и Авраама, являются потомками Сима. Сам Авраам именуется «евреем» (Быт. 14:13), которого Бог «взял... из-за реки» (Нав. 24:3). На сходство этих слов опирались и древние экзегеты, как иудейские («Рабби Иехуда говорит, что весь мир «на одной стороне», а он (Авраам) – «на другой»; Рабби Неемия говорит, что он сын Евера. Раббаны говорят, что он «из-за реки и говорит по-еврейски», так и христианские, для которых Евер традиционно считался прародителем еврейского народа. Августин Блаженный приводит мнение, согласно которому евреи первоначально назывались от Евера – «евереями» (лат. heberaei), а потом вследствие выпадения одной буквы – «евреями» (hebraei). В современной библеистике не существует единого мнения относительно происхождения и первоначального значения имени Евер. Наиболее распространена точка зрения, что библейское имя собственное Евер первоначально было этнонимом. При этом вопросы, является ли библейский термин «евреи» производным от имени Евер и как соотносятся обозначаемые этими словами общности, остаются спорными. С целью реконструкции первоначального значения имени Евер высказывалось предположение, что название этой этнической группы является производным от названия местности её первоначального расселения, которой была, возможно, Северная Месопотамия, находившаяся, с точки зрения жителей древнего Ханаана и Сирии, «по ту сторону» реки Евфрат. В подтверждение этой теории ссылаются, в частности, на пророчество Валаама: «...Горе, кто уцелеет, когда наведёт сие Бог! (Придут) корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!» (Числ. 24:23–24), в котором слово «Евер» явным образом используется как название народности; на передачу выражения «Аврам Еврей» (Быт. 14:13) в древнегреческом переводе Акилы как «Аврам с того берега» (ср. употребление этого слова у Иосифа Флавия и название области, находящейся, с точки зрения жителей Палестины, «по ту сторону» реки Иордан); на название территории, лежащей к западу от реки Евфрат, русский – «за рекою» (1 Езд. (LXX – 2 Езд.) 4:10), данное ей жителями Месопотамии; а также на отражённую в Ветхом Завете традицию называть так земли, из которых Авраам пришёл в Ханаан, т.е. земли вокруг Харрана или всю северную часть Месопотамии: «...За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской...» (Нав. 24:2–3). Кроме того, в ходе изучения документов, найденных в городе Эбла, было отмечено сходство библейского имени Евер с именем жившего в III тыс. до н.э. царя города Эбла Эбрума, однако недостаток данных не позволяет исследователям сделать на основе этого сопоставления какие-либо выводы.

 
PR-CY.ru