БЕРОС - Страница 2

В армянской исторической традиции Беросса цитируют некоторые хронисты: историк Моисей Хоренский (около 410 – около 490 гг., «История Армении») и армянский переводчик «Хроники» Евсевия Кесарийского (VI). На сирийском языке Беросса, в основном, использовал яковитский патриарх Михаил Сирин (1126 – 1199 гг., «Хроника»). В некоторых древнерусских переводах (Козьма Индикоплов, XV в.), летописях («Густынская летопись», XVII в.), азбуковниках и хронографах есть краткие отрывки из Беросса (Вероса). Преимущественно это отрывки о допотопных царях, но не всегда со отсылкой к источнику. Есть ссылки на Беросса и у Матвея Стрыйковского (1547 – между 1586 и 1593 гг., «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси»). «Вавилонская история (Вавилоника)» Беросса состояла из трёх книг. Она представляла собой развёрнутую картину исторического развития Месопотамии от сотворения мира до владычества Ахеменидов. Исследователи полагают, что книга предназначалась для греков и македонян, прибывших в регион в 331 г. до н.э. Подобно своему древнеегипетскому «коллеге» жрецу-историку Манефону, также писавшему свою «Египтику» в условиях повышения интереса эллинистических греков к истории Древнего Востока вследствие завоевательных походов Александра Македонского, Беросс основывал свой труд на аутентичных и достоверных материалах из храмовых и царских архивов и библиотек. Он писал в стиле хроники, оспаривая греческие взгляды на историю Востока. Сочинение Беросса обладало значительной исторической ценностью, несмотря на насыщенность материалами мифологического содержания. Сочинение Беросса охватывает события от начала мира до Потопа (книга I), от Потопа до Набонассара, т.е. до 747 г. до н.э. (книга II), от Набонассара до Александра Великого (книга III). Первая книга сочинения Беросса посвящена истории допотопной Месопотамии и содержит по большей части обработанные религиозные тексты и мифы, в том числе цикл мифов творения мира и человека. В частности, по цитатам других авторов исследователи восстанавливают изложенный вавилонским жрецом рассказ о сотворённом благим богом мудрости и воды Эа первом получеловеке-полурыбе Оаннесе, который вышел из моря на землю, а также космогонию древних жителей Месопотамии и мифы о возникновении богов. Вторая и третья книги описывают события после Потопа, т.е. историческую составную сочинения Беросса – собственно историю Старовавилонского и Нововавилонского царств и Ассирийской империи с приложенным списком царей. Событиям последних перед написанием труда веков отведена третья книга, которая, в частности, описывает падение Ассирии, возвышение Нововавилонского царства и персидское завоевание страны. Исследователи полагают, что изучение древних клинописных текстов обнаруживает соответствие им хронологических списков Беросса, а также известных нам деталей труда, например, имён семи братьев Оаннеса. Клинописные надписи подтверждают достоверность книги III и как исторического источника. Витрувий сообщает, что Беросс основал на острове Кос астрологическую школу и таким образом познакомил греков с месопотамской астрологической традицией; он же приписывает Бероссу изобретение солнечных часов чашеобразной формы (так называемого скафоса). Возможно также, что именно Беросс познакомил греческих астрономов с шестидесятеричной системой счисления, издавна принятой в вавилонской астрономии. Среди учеников Беросса исследователям известны астрологи Архинопол (IV–III вв. до н.э.) и Критодем (III в. до н.э.).



 
PR-CY.ru