АВИМЕЛЕХ

АВИМЕЛЕХ – имя двух персонажей Ветхого Завета. Этимологически имя Авимелех означает «отец мой царь»; встречается у других древневосточных народов (имя царя города Тира в амарнских письмах; филистимский царь Авимелех Быт. 20; 26). 1. Царь города Герара, который встречается в рассказе об Аврааме и Сарре (Быт. 20) и об Исааке и Ревекке (Быт. 26). Авраам, вступив в поисках воды и пищи на подвластную Авимелеху территорию, выдал свою жену за сестру из страха быть убитым местными жителями. Ничего не подозревавший Авимелех взял Сарру в свой дом, и, хотя «не прикасался к ней», Господь явился ему во сне и под страхом смерти повелел вернуть Сарру Аврааму. Царь наделил их богатыми дарами и предоставил право жить на его земле «где угодно» (Быт. 20:15). Позже Авраам заключил договор с Авимелехом относительно колодца в Вирсавии, где он построил жертвенник Господу (Быт. 21:22–32). Похожий эпизод рассказывается и в истории об Исааке, который по причине голода пришёл «к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» и выдал Ревекку за свою сестру. И в этот раз никто из народа Авимелеха не прикоснулся к жене Исаака, которому Господь дал обетование отдать во владение «земли сии» и умножить потомство. Поселившись на земле Авимелеха, Исаак быстро разбогател, что вызвало зависть у Авимелеха и его слуг. Они сначала засыпали колодцы, вырытые ещё Авраамом, а затем потребовали удаления Исаака из Герара и постепенно отобрали колодцы Исаака, право на которые, он, однако, увековечил в их названиях. Для исследователей остаётся неясным, идёт ли в обоих рассказах речь об одном и том же или двух разных правителях Герара. Они полагают, что древнееврейскими повествователями слово «Авимелех» употреблялось не как имя собственное, а как название царского титула герарских правителей (ср., например, «фараон» у египтян, «падишах» у тюрок). Характеристика Авимелеха как «царя Филистимского», видимо, является анахронизмом, т.к. филистимляне не населяли район Герара вплоть до вторжения «народов моря» на Ближний Восток (около 1200 г. до н.э.). Имя Авимелех встречается в надписании 33-го псалма и либо употребляется как общий титул филистимских царей, либо присваивается гефскому царю Анхусу (1 Цар. 21:10–15). 2. Сын судьи Гедеона от наложницы (Суд. 8:31), претендовавший после смерти отца на царскую власть в городе Сихеме (XII в. до н.э.). При поддержке старейшин Сихема Авимелех нанял шайку разбойников, вместе с которыми убил 70 своих братьев в родном городе отца Офре. От резни спасся только младший сын Гедеона Иофам. На горе Геризим он проклял Авимелеха и поддержавших его сихемлян. В Сихеме Авимелех жестоко правил три года (Суд. 9:1–6), после чего в городе вспыхнуло восстание, которое поддержали вожди местных ханаанских племён. Бунт был жестоко подавлен: все жители были казнены, а сам город разрушен до основания. Проклятие Иосафа окончательно исполнилось во время осады города Тевец, когда одна из женщин осаждённого города бросила с башни осколок жернова и ранила Авимелеха в голову. Опасаясь распространения позорной молвы, что был убит женщиной, Авимелех приказал своему оруженосцу заколоть его мечом. Археологические раскопки в Сихеме показали, что город был разрушен в середине XII в. до н.э. Сцена убийства Авимелехом одного из своих братьев представлена в рукописи Sacra Parallela Иоанна Дамаскина (IX в.).

 
PR-CY.ru