АССИРИЙСКИЙ ЦАРСКИЙ СПИСОК

АССИРИЙСКИЙ ЦАРСКИЙ СПИСОК (АЦС) перечисляет имена ассирийских царей с начала до 722 г. до н.э. Между 911 и 722 гг.до н.э. АЦС исследователи сравнивают со спископ эпонимов, который относится к периоду с 911 по 649 гг. до н.э. и полностью есть в наличии. Во времена правления Салманасара IV, Ашшур-дана III, Ашшур-нирари V и Салманасара V список царей является, в основном, единственным источником; это также имеет решающее значение для правления Адад-нирари III. Исследователи полагают, что впервые он был составлен во время правления Шамши-Адада I, чтобы узаконить его восхождение на престол, а затем продолжился при более поздних правителях. Есть два ассирийских царских списка. Один существует в пяти экземплярах, но все они имеют пробелы, три из которых очень плохо сохранились: Хорсабадский царский список 1 (ХЦС 1); Хорсабадский царский список 2 (ХЦС 2); Список САСД (царский список Семинарии Адвентистов Седьмого Дня), заканчивается во время правления Салманасара V (726-722). KAV 21+22, идёт от Тукульти-Нинурты I до Тиглатпаласара II KAV 23+24. Второй список известен исследователям только по единственному экземпляру (VAT 9812, Nasouhi 1927 или NaKL). В нём не указывается царствование и другой порядок правителей в период между Ишме-Даганом I и Кидин-Нинуа. Исследователи отмечают, что списки основаны, по крайней мере, частично, на старых оригиналах, которые уже были повреждены. Иногда писатели пытались восполнить пробелы, но не всегда с успехом. Иногда также отмечают хепи («сломанный»). Первые 17 царей, «жившие в шатрах», появляются в двух параллельных столбцах без каких-либо подробностей. За ними следуют 10 царей, «которые были предками». Об этих правителях исследователям тоже ничего не известно, кроме их имён. Следующие 6 царей известны исследователям по кирпичным надписям, поэтому составители списка определили их с помощью квазиархеологических методов. Исследователи предполагают, что их порядок более или менее случаен, тем более что даты правления этих первых 33 царей до Илушумы исследователям неизвестны. О преемнике Илушумы Эришуме I сказано, что он правил туппишу (предположительно: меньше года). Для более позднего периода царский список состоит из трёх столбцов, первый из которых, в основном, уничтожен. Он содержит имя одноимённого чиновника, которое часто можно добавить из списка эпонимов. Их офис указан во втором столбце. Со времён Шамши-Адада I исследователям также известны времена царствования правителей. Исследователи отмечают, что абсолютная датировка основана на солнечном затмении в эпонимате Бур-саггиле во время правления Ассур-дана III. По астрономическим подсчётам это произошло 15 июня 763 г. до н.э. Также исследователям известно, что Шамши-Адад I умер на 17-м году правления Хаммурапи Вавилонского, но данные его правления исследователи считают недостоверными. Исследователи отмечают, что список определённо ненадёжен для времени до Шу-нинуа и тем более до Шамши-Адада I. Два других царя, Пузур-Син и Ушпия, отсутствуют. Порядок не всегда правильный, а иногда неверно указывается отцовство. Порядок царей 18–25 мог быть обратным. Имена отцов были переданы от этих правителей. В списке VAT 9812 приведены другие имена царей между Ишме-Даганом I и Шу-нинуа. Исследователи предполагают, что эта часть списка была составлена относительно без разбора из нескольких генеалогических списков, которые могут принадлежать конкурирующим династиям Ассура и Экаллатума намного позже, в центрально-ассирийский период, возможно, при Ашшур-убаллите I. Исследователи полагают, что правители 1–26 царского списка представляют генеалогию Шамши-Адада I, правители 26–38 являются конкурирующей аккадской династией из Ашшура. Иногда у исследователей возникает подозрение, что переписчики неправильно добавили частично уничтоженные имена, как в случае с IB.TAR-Sin, что, возможно, соответствует отсутствующему Пузур-Сину.

 
PR-CY.ru