Словарь по исламу Ш ШИИТЫ

ШИИТЫ

ШИИТЫ (от араб. шиа – «приверженцы», «группировка», «партия») – последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада только его двоюродного брата и мужа его любимой дочери Фатимы Али ибн Абу Талиба, а также его потомков (поскольку сыновей у пророка не было). Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников выступили за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VIII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммада. Большинство шиитов обосновывало эти требования не только родством Али с пророком, но и его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов (в частности, сабаиты) проповедовали, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью (барака). Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину (умму) на суннитов и шиитов. «Сунна» – священное предание, записанное в VIII–IX вв. и состоящее из рассказов (хадисов) о жизни и деятельности пророка. Эти рассказы служили чем-то вроде комментария или пояснения к Корану. В отличие от шиитов, которые отрицают истинность многих хадисов, сунниты признают всю Сунну целиком. В борьбе за власть, в конце концов, победили сунниты, и после убийства Али в 661 г. халифом был провозглашен Муавия, ставший основателем династии Омеййадов. Шииты, впрочем, не теряли надежды вернуть себе господствующее положение, и в 680 г. сын Али аль-Хусейн предпринял попытку выступить против Омеййадов и во главе небольшого отряда направился из Мекки в Ирак, но по дороге он был окружен войсками халифского наместника. В результате упорного сражения сам аль-Хусейн и все его немногочисленное войско были уничтожены. Военно-политическое поражение шиитов (гибель аль-Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направило их энергию в область религиозных идей. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке. В основе религиозных взглядов шиитов лежит доктрина об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически толкуя отдельные айаты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. В соответствии с их доктриной сложилось учение о святых имамах (букв. «стоящие впереди»). Мусульмане называют имамами своих признанных и уважаемых руководителей – они есть и у суннитов, и у шиитов. Но значение имамов в учении шиитов несравненно важнее, чем в учении суннитов (где имам – всего лишь избранный людьми светский и духовный глава общины). Шииты относятся к имамам с благоговейным почтением и считают их живыми представителями Бога на земле, полубожественными личностями, которые получают свою власть установлениями Аллаха. Имамы у шиитов считаются непогрешимыми, а их мнение по любому политическому вопросу или вопросу веры является авторитетным в последней инстанции. Это представление зиждется на учении о духовной преемственности имамов, основанной на эманации божественного «света Мухаммада», т.е. сущности души пророка и понимается как первое творение Аллаха, возникшее в виде светящейся точки задолго до создания человека.

 



 
PR-CY.ru