Словарь по исламу С СЕФЕВИДЫ

СЕФЕВИДЫ

СЕФЕВИДЫ – династия шиитских шейхов (см. Шииты). Свое название получила по имени родоначальника – шейха Сефи ад-Дина (1254–1334 гг.), который возглавлял в Ардебиле (на территории Азербайджана) дервишский орден (см. Дервиш), называемый по его имени Сефевийа. Он пользовался огромным авторитетом как муршид (наставник) среди своих многочисленных мюридов из всех слоев населения, и слава о его святости вышла далеко за пределы Ардебиля. При его преемниках число последователей ордена еще больше возросло. Сам шейх Сефи ад-Дин, по-видимому, был суннитом, но его преемники приняли шиизм, который в то время был широко распространен среди народа. При одном из потомков Сефи ад-Дина (шейхе Хайдаре), правившем в конце XV в., границы владений Сефевидов значительно расширились, а подвластные ему туркменские отряды борцов за веру (газиев) получили четкую военную организацию. Вместо прежней туркменской шапки (такиййа) Хайдар обязал своих мюридов носить чалму с 12-ю красными полосками в честь 12-ти шиитских имамов, после чего его последователи получили название кызылбашей («красноголовых»). Сын Хайдара (Исмаил I) в 1501 г. завоевал государство Бакинских ширваншахов, вступил в Тебриз и провозгласил себя шахом. В ночь накануне коронации он объявил эмирам и шиитским улемам о своем решении ввести в столице шиитское вероисповедание. Те попытались удержать шейха от этого шага, указывая на возможность народных волнений в Тебризе, поскольку значительная часть Азербайджана и Ирана в то время исповедовала суннизм (в частности, в Тебризе из 300 тыс. жителей 200 тыс. являлись правоверными суннитами). Однако Исмаил остался при своем мнении, и на другой день, когда народ собрался в соборной мечети, он приказал читать хутбу чтецу из знатных шиитов. Сам Исмаил стоял у подножия минарета с занесенным над головами тебризцев мечом, а его соратники стояли рядом, готовые подавить любое сопротивление. Однако никто не осмелился на открытое выражение недовольства, и с этого времени шиитский ислам (точнее толк исмаилитов) был провозглашен государственным вероисповеданием. В следующие годы пределы владений Исмаила многократно увеличились. В 1501–1503 гг. была разгромлена туркменская держава Ак-Коюнлу. До конца 1503 г. под власть кызылбашей перешли Фарс, большая часть Персидского Ирака, Шираз, Исфахан, Кашан и Кум. В 1506 г. шах завоевал Дийарбакр, в 1507 г. были захвачены Армения и Курдистан, а в 1508 г. – Багдад и Арабский Ирак. В 1510 г. Исмаил разбил около Мерва хана узбеков Шайбани. После этого в состав государства Сефевидов вошли весь Хорасан и территория вплоть до реки Амударьи. Тем самым было положено начало современному Иранскому государству. Сефевиды занимали престол до 1736 г. Затем в стране сложилось несколько династий, но все они продолжали поддерживать шиизм имамитского толка (см. Имамиты), который и по сей день сохраняет в Иране статус государственной религии.

 
PR-CY.ru