Словарь по исламу Н НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф; 1141–1209 гг.) – азербайджанский поэт и мыслитель, автор лирико-философских стихов, пяти больших поэм – «Сокровищница тайн» (1180 г.), «Хосров и Ширин» (1181 г.), «Лейли и Меджнун» (1188 г.), «Семь красавиц» (1197 г.) и «Искандер-наме» (1203 г.), известных под общим названием «Хамсе» («Пятерица»). На литературу Афганистана и Азербайджана оказала влияние поэзия на языке фарси, что говорит о существовании тогда тесных культурных связей этих стран с хорасанской школой. Однако азербайджанская фарсоязычная поэзия существенно отличалась от восточноиранской, что выражалось, прежде всего, в стиле. В жанрах такого отличия не было: доминирует касыда. Однако Низами Ганджеви составляет исключение. Человек своего времени, он пытался доказать существование «невидимого» божественного мира. Вместе с тем Низами Гянджеви разграничивал знание и веру, оставляя за религиозным откровением только познание Бога. Он пытался осознать общую закономерность природы и выйти за пределы традиционно-религиозного ее объяснения. Свои размышления о природе Низами Гянджеви облекал в мистико-пантеистическую и мифологическую форму. Составной частью его философских воззрений явились также космологические взгляды. В объяснении многих явлений природы он нередко приближался к их материалистическому пониманию, развивал учение о вечном движении и изменении мира. Низами Гянджеви стоял у истоков просветительства в Азербайджане. Его творчество стало вершиной развития гуманистических тенденций в фарсоязычной литературе и вышло далеко за рамки азербайджанской литературы. Десятки авторов, писавших на фарси, вдохновлялись сюжетами его «Хамсы». Классическая персидско-таджикская литература в целом расшатывала заложенные в период раннего Средневековья принципы канонизированной ортодоксальности ислама. Прежде всего, изменилось само понимание литературы, ее состава, в который уже не включались, как это было раньше, непосредственно религиозные произведения. Оставаясь мусульманской по своей идеологии, такая литература противостояла предшествующей письменности тем, что была в значительной части светской либо секуляризованной, а в тех случаях, когда носила религиозный характер, то неортодоксальной (мистическо-суфийской – см. Суфизм) или даже еретической (карматской – см. Карматы). Столкновение, а иногда и своеобразное переплетение в творчестве одного писателя народных, передовых и аристократических, клерикальных тенденций происходили в большой мере внутри самой художественной литературы, а не между ней и ортодоксально-религиозной письменностью. В полной мере это выразилось в развитии гуманистической идеи самостоятельной ценности человеческой личности в противовес догматизированному мусульманскому ее умалению и принижению.

 
PR-CY.ru