МУХАРРАМ

МУХАРРАМ, мухаррем, ал-Мухаррам (араб. – заповедный, священный) – первый месяц мусульманского лунного календаря, один из четырех доисламских священных месяцев, в который, возможно, совершалось паломничество в Мекку (хаджж). Предполагается, что в доисламский период два первых месяца мекканского года назывались сафар (соответственно, сафар ал-аввал – «первый сафар» и сафар ас-сани – «второй сафар»). За ними следовали раби ал-аввал – «первый раби» и раби ас-сани – «второй раби» и джумада первая и джумада вторая. Таким образом, первая половина года состояла из трех месяцев, каждый из которых, в свою очередь, состоял из двух частей. К числу четырех «священных» месяцев принадлежал первый сафар, отчего и получил эпитет ал-Мухаррам («запретный»), который постепенно сам по себе стал названием месяца. В течение этого времени запрещалось вести войны, враждующие стороны обязаны были заключить перемирие. Запрещалась также кровная месть. Для согласования лунного года с солнечным с определенной периодичностью между двумя священными месяцами (зу-л-хиджжа и ал-Мухаррам) вставлялся дополнительный месяц, который не считался священным. После того как Мухаммад запретил эту прибавку, мусульманский лунный год перестал быть привязан к солнечному. Традиционно в исламе мухаррам – это месяц раздачи милостыни нуждающимся, больным и неимущим. Приветствуются также пожертвования на строительство и благоустройство мечетей. Считается, что от того, как человек провел мухаррам, зависит и благополучие всего года. Утверждается, что лучше всего провести этот месяц в служении Богу. Первые десять его дней считаются благословенными для всех хороших начинаний. В Египте считается, что в эти дни благоприятно заключать браки. 9–10 мухаррама шииты отмечают ашуру. На мухаррам приходится также несколько других менее значительных дат. Например, 16-е число отмечается как день установления Иерусалима в качестве киблы, 17-е – как день появления у Мекки «войска со слоном», о чем говорится в 105-й суре Корана. Мухаррам считается также наилучшим месяцем для соблюдения поста, потому что однодневный пост засчитывается за месяц поста. При этом под постом подразумевается не простое ограничение в пище, но духовное совершенствование – богослужение и покаяние. Считается, что тот, кто достойно проводит этот месяц, может получить прощение грехов и воздаяние за совершенное добро. Изначально Мухаммад перенял традицию поста в этот день у иудеев Медины (Ясриба). После того как рамадан был избран месяцем поста, соблюдение поста в ашура перестало быть религиозной обязанностью, однако этот день продолжает отмечаться и благочестивыми суннитами во всем мире. Но особое значение ашура имеет для шиитов, которые вспоминают в этот день гибель третьего шиитского имама ал-Хусайна в Кербеле. Для них это – день траура. Они стремятся совершить паломничества к святым местам, в память о мученической смерти имама устраивают траурные мистерии (см. Шахсей-вахсей).

 
PR-CY.ru