Словарь по исламу М МУАВИЯ ИБН АБУ СУФАЙН

МУАВИЯ ИБН АБУ СУФАЙН

МУАВИЯ ИБН АБУ СУФАЙН (603–680 гг.) – основатель и первый халиф династии Омейядов (661–680 гг.), сын одного из курейшитских вождей, враждовавших с Мухаммадом. Муавия (как и его братья и сестры) воспитывался как повелитель, правитель. Ко времени начала проповеди ислама он был одним из тех немногих, которые умели писать. О том, насколько высоко ценилось это умение, говорит такой факт: после сражения при Бадре десять пленных курейшитов выкупили себя из плена тем, что обучили письму (по приказу пророка) по десять человек из жителей Медины. Муавия принял ислам после завоевания мусульманами Мекки (в 630 г.) и стал секретарем Мухаммада (согласно другим источникам, он принял ислам еще до сражения при Бадре, но скрывал это), а позже был одним из самых известных писцов Корана, одним из 10 сподвижников, которые записывали откровения с уст пророка. Эти записи в дальнейшем составили основу сборников хадисов. Муавия участвовал в завоевании Палестины, наместником которой (а позже и всей Сирии) он стал после убийства в 656 г. халифа Усмана (Османа). Ведя постоянные войны с византийцами, Муавия просил еще Умара (Омара) создать мусульманский флот, но тот не давал согласия. Постройка военных кораблей началась только при Усмане, который, тем не менее, настрого запретил Муавии заставлять людей участвовать в сражении на море. Однако благодаря таланту и настойчивости Муавии в 647 г. к Халифату был присоединен Кипр, а в 651 г. состоялось первое крупное морское сражение между византийским и мусульманским флотами, в котором византийцы были повержены, несмотря на численное превосходство. Победы приносили государству огромные доходы, часть которых оставалась у наместников. Халиф Умар, навещая провинции, застал Муавию в огромном дворце. Позже, став халифом, Муавия окружил себя стражей и придворной пышностью, на людях появлялся только в сопровождении эскорта, а в соборной мечети имел особое место, окруженное телохранителями, чем заметно отличался от первых четырех («праведных») халифов. К нему уже нельзя было запросто подойти и поговорить, как с Умаром или Усманом. Муавия был очень ловким политиком. Историки любят цитировать слова составителей хадисов (в частности Абдуллы ибн Аббаса) о том, что «Муавия был просто создан для правления». Так, обвинив Али ибн Абу Талиба в пособничестве убийцам халифа Усмана и отказавшись признать его халифом, он начал вооруженную борьбу против него. После битвы при Сиффине и решения третейского суда он прекратил войну с Али, ограничившись владением Сирией и Египтом, продолжил завоевательные походы в Индию, Мавераннахр (Бухара, Самарканд), Малую Азию, Магриб. После смерти Али его сторонники провозгласили халифом его сына аль-Хасана. Муавия не признал этого выбора и в мае 661 г. двинулся походом на Куфу. Аль-Хасан собрал около 30 тыс. воинов и выступил навстречу врагу, но в Сабате его люди взбунтовались, аль-Хасан был ранен, а его сподвижники большей частью разошлись. Муавия воспользовался благоприятной ситуацией и подкупил одного из полководцев аль-Хасана, чтобы тот немедленно перешел на его сторону и увел с собой 8 тыс. человек. Шансы аль-Хасана на победу после этого сильно уменьшились, и он стал думать о том, как выгоднее продать свое отречение. Когда начались переговоры, Муавия сделал красивый жест: приказал принести чистый лист, подписал его, поставил свою печать и вручил послу своего противника со словами: «Отдайте его Хасану, пусть он впишет в него все, что пожелает».

 



 
PR-CY.ru