Словарь по исламу М МОДЖАХЕДЫ

МОДЖАХЕДЫ

МОДЖАХЕДЫ (перс.), МУДЖАХЕДЫ (араб.) – члены нерегулярных вооруженных формирований, борцы за веру, чья деятельность мотивирована радикальной исламской идеологией. Они были организованы в единую повстанческую силу в период Афганской войны 1979–1992 гг. из числа местного населения с целью вооруженной борьбы против экспортированного Советским Союзом «просоветского правительственного режима» Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Одна часть афганских моджахедов после окончания Афганской войны пополнила ряды радикального движения Талибан, другая – отряды Северного Альянса. Советские войска и афганские власти называли их «душманами» (на жаргоне – «духи»), а советских солдат – шурави (советский). Моджахеды (как и гражданское население) носили традиционную афганскую одежду: рубахи, черные жилетки, чалму (или паколь). Основой политической платформы и генеральной линией в пропаганде идеологии лидеров была декларация основных принципов: «Долг каждого афганца – защищать от неверных свою родину (Афганистан) и свою веру (священный ислам)», «Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман – долг каждого благоверного мусульманина», «Священная война (джихад) велит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая». Из-за тотальной безграмотности и необразованности местного населения и в результате ведения массовой антисоветской пропаганды духовенством и оппозиционными лидерами подавляющее число моджахедов (вчерашних дехкан – крестьян) не могли иметь объективного понимания намерений СССР в Афганистане и целей присутствия «ограниченного контингента» (ОКСВА). Эти обстоятельства оказали существенное влияние на рост народного недовольства и положили начало масштабной партизанской войне. Моджахеды (в рамках решения ближайших боевых задач) действовали в составе различных по масштабу формирований (малочисленных групп, небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных объединений). Они осуществляли террористические акты и диверсии: наносили ракетные удары по военным гарнизонам и авиации советских войск, минировали стратегические трассы, устраивали засады, обстреливали колонны продовольственных, гуманитарных и военных грузов. Нередко помимо главной цели (изгнания «шурави» и свержения действующей власти) вооруженные формирования преследовали свои цели и финансовые интересы, связанные с разделом сфер влияния между политическими партиями, их лидерами и полевыми командирами,  а также распределением зарубежной спонсорской помощи, что приводило к вооруженным столкновениям между самими моджахедами. Причиной конфликтов была не только спонсорская помощь, но и различный национальный (пуштуны, таждики, узбеки, хазарейцы, чараймаки, нуристанцы и др.) и религиозный состав (сунниты, шииты, исмаилиты). Однако (несмотря на различные противоречия) моджахеды, связанные общей целью, были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, поэтому, начиная с конца 1979 г. – момента ввода «ограниченного контингента», численность вооруженных формирований росла в геометрической прогрессии и к моменту вывода ОКСВА в 1989 г. превышала 250 тыс. ополченцев. Отряды формировались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родоплеменному признакам, имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть. Главные принципы управления боевыми действиями: уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск, отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени, внезапное нападение с широким использованием тактики «басмаческого» движения, террор и идеологическая обработка личного состава афганской армии и местного населения, диверсии и теракты, совершение налетов на гарнизоны и посты правительственных войск, нападение на колонны и т.д. Основными источниками финансирования были наркоторговля, кустарная добыча золота и продажа золотого песка, а также спонсорская помощь США, ОАЭ, Пакистана, Китая, арабских стран, мусульманских организаций. Результатом деятельности было создание коалиций, крупнейшей из которых признается «Пешаварская семерка» («Альянс семи») – суннитское Исламское единство афганских моджахедов, – куда входили шесть пуштунских и одна таджикская группировка (лидер таджикской партии Джамиат-и ислами» Бурхануддин Рубани после вывода советских войск стал президентом Афганистана).

 



 
PR-CY.ru