МИРАДЖ

МИРАДЖ, Аль-исра валь-мирадж (араб. – ночное путешествие и вознесение) – чудесное путешествие Мухаммада в Иерусалим (аль-Кудс) и его вознесение на небеса. Это – один из самых популярных сюжетов мусульманского религиозного предания. В Коране содержатся два неопределенных кратких описания мираджа, а стройное подробное его описание сложилось гораздо позже. Предание гласит, что Аллах однажды ночью перенес пророка (когда тот еще жил в Мекке) к отдаленнейшей мечети (см. Масджид аль-Акса), «вокруг которой место, благословенное Аллахом». Согласно преданию, когда Мухаммад спал однажды около Каабы, к нему явился Джабраил с крылатым верховым животным бураком. На нем Мухаммад в мгновение ока перелетел из Аравии в Палестину и прибыл в Иерусалим на гору Мориа (Сион). Там он встретился с древними пророками, своими предшественниками, включая Иисуса Христа (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима), и предстоял на их молитве. Оставив бурака в Иерусалиме, Мухаммад вместе с Джабраилом поднялся на небо. По одним версиям, он предстал перед Аллахом, видел небесную Каабу, ад и рай, а затем был возвращен в Мекку. По другим – ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Однако все версии сходятся в одном: этой ночью пророку открылись правила мусульманской молитвы (намаз), которые стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Утверждается, что вознесение на небо было совершено в мгновение ока: вернувшись. Мухаммад увидел, что его постель еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Это чудесное событие очень утешило и укрепило пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул его и не оставил наедине с печалями (Мухаммад в это время был гоним соотечественниками-курайшитами). С того момента судьба пророка изменилась самым решительным образом. И хотя его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание уже было услышано людьми далеко за пределами этого города (в Ясрибе). Наиболее распространенное предание о «ночном путешествии» датирует его 27 раджаба 621 г. (по другим версиям – 619 г.). Этот день отмечается и сейчас в большинстве исламских стран как религиозный и государственный праздник – Ляйлят аль-Мирадж (тюрк. – Раджаб-байрам). Поскольку в суфизме Мухаммад стал прообразом идеального мистика, мирадж стал олицетворять мистический личный опыт. Ранние аскеты рассматривали молитву именно как мирадж. В процессе медитации суфии пытались повторить опыт Мухаммада и совершить духовное вознесение. Первым известным суфием, использовавшим образ мираджа, был ал-Бистами Абу Йазид. Ал-Халладж Абу-л-Мугис посвятил мираджу отдельный трактат, который не дошел до нас. Ибн Араби помимо описания мистического опыта приводит описание небесных сфер. Мирадж стал излюбленной темой для авторов суфийских, а позже и шиитских тафсиров (см. Шииты). Для персидских и турецких суфиев мирадж стал символом божественной любви, возносящей мистика (см. Руми), сюжет о нем появился во многих эпических поэмах (например, у Низами Гянджеви). В Средние века на мусульманском Востоке возникла обширная народная литература, красочно описывающая детали мираджа. Книги такого типа были известны и в Европе. Предполагается, что они послужили одним из источников «Божественной комедии» Данте.

 
PR-CY.ru