Словарь по исламу М МЕККА

МЕККА

МЕККА – главный священный город ислама, расположенный в Западной Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Это – одна из основных священных «заповедных территорий» ислама, место, где расположена его главная святыня – Кааба, которая находится во дворе главной мекканской мечети Масджид аль-Харам (араб. – Заповедная мечеть). Согласно преданию, здесь некоторое время жили герои священной истории – Адам, Хавва (Ева), Ибрахим (Авраам), Исмаил, Хаджар. В этом древнем торговом, религиозном и культурном центре арабов родился, жил и начал свою проповедь основатель ислама пророк Мухаммад. До его эпохи достоверных исторических сведений о Мекке не было. Известно лишь, что в V–VI вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожу и слоновую кость из Южной Аравии. Через Мекку ехали купцы к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце VI в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Это смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем, что и предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов. В эпоху Мухаммада этот путь пришел в упадок в связи с открытием более легкого способа транспортировки товаров по Красному морю, однако Мекка сохранила свое значение как центр внутриаравийской караванной торговли, а также как центр внутриаравийской социально-экономической и религиозно-культурной коммуникации. Ее важнейшей формой были сезонные паломничества, где религиозные церемонии сочетались с торговыми операциями и поэтическими состязаниями, на которых вырабатывалось общеаравийское поэтическое койне, ставшее основой арабского литературного языка, в том числе языка Корана (см. Арабы, Арабская поэзия). В финансовой сфере было распространено ростовщичество (риба), запрещенное впоследствии исламом. Определяющая роль торговли в жизни Мекки сказалась на терминологии Корана, где отношения человека с Богом определяются торговыми терминами как метафоры. До того как началась проповедь пророка ислама, в Мекке прочно утвердилось племя курайшитов. Первоначально они занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходили здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен прекращались набеги и вражда. К курайшитам принадлежало и семейство Мухаммада, однако оно было бедным. Курайшиты были верхушкой мекканского общества, и конфликт с ней был одной из причин переезда Мухаммада из Мекки в Ясриб (Йасриб) – Медину (см. Хиджра). Неприятие проповеди Мухаммада курайшитами было во многом обусловлено не столько принципиальным несогласием с идеей единобожия, сколько боязнью потерять торгово-экономические, а, следовательно, и политические позиции, основанные на языческом культе Каабы.

 



 
PR-CY.ru