Словарь по исламу М МЕДИНА

МЕДИНА

МЕДИНА, Аль-Мадина (араб. – город; сокращение от Мадинат ан-Наби – Город пророка) – город в Западной Аравии в области Хиджаз, второй из трех по значению священных городов ислама (наряду с Меккой и Иерусалимом). В 622 г. пророк Мухаммад переселился из Мекки в город-оазис Ясриб (Йасриб), который получил после этого название Медина. Здесь Мухаммад прожил всю оставшуюся жизнь после переселения (хиджры), покидая город только для руководства военными операциями и для паломничества в Мекку. В Медине он основал первую мечеть (Масджид ан-Наби – Мечеть пророка), к которой примыкал его дом, и обнародовал значительную часть Корана, прежде всего касающуюся правил жизни мусульманской общины (уммы). Доисламская история Медины практически неизвестна. Накануне хиджры доминирующей группой  населения там были иудеи. Происхождение иудейского населения Ясриба не выяснено. Одни исследователи склоняются к тому, что это были арабизированные потомки еврейских переселенцев из Палестины, другие – что это были принявшие иудаизм арабы. Хотя они возводили свою родословную к коленам (племенам) Израиля, однако носили арабские имена и имели арабскую родовую организацию. Два крупнейших племени (курайза и ан-надир) владели лучшими землями оазиса, третье (кайнука) не имело земель, однако контролировало рыночную торговлю и занималось оружейным и ювелирным делом. Иудейские племена утратили доминирующее положение в середине VI в. после переселения из Южной Аравии племен ал-аус и ал-хазрадж. Первоначально они находились под патронажем иудейских племен, но около 560 г. им удалось добиться равноправия. Дальнейшая политическая история Ясриба вплоть до хиджры представляет собой историю конкуренции иудейских и арабских племен. Сама хиджра Мухаммада именно в Ясриб стала возможной потому, что жители оазиса пригласили его в качестве третейского судьи. Принявшие ислам представители племен ал-аус и ал-хазрадж стали называться ансарами (помощниками). Вместе с последователями пророка, переселившимися из Мекки (мухаджирами), они составили основу новой мусульманской общины, в которую на основе отношений покровительства включались также и иудеи. Однако после победы мусульман над мекканцами в битве при Бадре (624 г.) значительная часть иудеев вместе с некоторыми мусульманами (т.н. мунафикун – «лицемерами») перешла в оппозицию к Мухаммаду. Наряду с религиозной полемикой иудеев с пророком, высмеивавших его за незнание иудейской религиозной традиции, это привело к тому, что в 624–625 гг. племена кайнука и ан-надир были изгнаны из Медины; в 627 г. мужчины племени курайза были казнены, а женщины и дети обращены в рабство.  Ислам приобрел характер самостоятельной религии. Тогда же и при первых халифах, были заложены основы исламского государства – Халифата. Позже, в связи с переносом столицы в Дамаск (при Омейядах), в Куфу (при Аббасидах), а затем в Багдад, политическая роль Медины снижается, но она продолжает сохранять важное значение как религиозный и богословский центр. В частности, один из четырех основных суннитских (см. Сунниты) мазхабов (маликиты) возник именно в рамках мединской правовой школы (фикха). В Медине похоронен пророк Мухаммад, его могила находится в основанной им мечети и почитается как одна из основных святынь ислама. Паломники всегда посещают эту могилу, хотя поклонение ей не входит в официальный ритуал хаджжа. См. также Мухаммад.

 
PR-CY.ru