МАКАМ

МАКАМ (араб. – «место») – суфийский термин (см. Суфии), обозначающий духовную стоянку на мистическом пути (тарикат), который разбит на ряд стоянок. Он начинается с простой аскезы, а заканчивается приближением к Богу. В отличие от состояния (хал) каждый макам достигается собственными усилиями. Первые попытки классификации макама относятся к раннему суфизму (ат-Тустари и др.). Они включают в себя менее десяти стоянок. За первым закрепляется статус раскаяния (тауба), за последним – утверждение Божественного единства (таухид). Позже число макамов у разных суфиев заметно возросло. Ал-Халладж выделил 40 стоянок, которые, однако, лишены строгой схематичности и названы им очень спонтанно по принципу созвучия для запоминания учениками. Наиболее строгой считается схема ас-Сарраджа (классификация «умеренного суфизма») из семи стоянок: раскаяние (тауба), богобоязненность (вара), воздержание (зухд), бедность (факр), терпение (сабр), удовлетворенность (рида), упование на Бога (таваккул). В персидском суфизме счет макамов часто шел на десятки и даже на сотни (например, 40 у Абу Саида Майхани, 100 у Абдаллаха ал-Ансари, 1001 у Рузбихана Бакли). Некоторые концепции относились то к макаму, то к состоянию, поскольку их статус мог быть определен и как дарованный свыше, и как приобретенный посредством собственных усилий. В связи с этим вскоре грань между стоянками и состояниями была утрачена, что выразилось в позднейшем их сочетании в суфийских братствах. Считается, что пребывающий на последних стадиях мистик испытывает в рамках своего опыта переживания, недоступные простым людям. Реже чем макам использовался термин «манзила» (остановка). В поэтических произведениях персидского экстатического суфизма макам был заменен долиной (вали), через которую проходит душа мистика в поисках Бога.

 
PR-CY.ru