МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ

МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ – одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является имам Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик ибн Анас опирался на следующие источники: Коран, прежде всего, очевидные и недвусмысленные аяты (нассы); Сунна (Малик ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев»). Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков ахад, если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Малик ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (рай). «Деяния мединцев», т.е. устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Считал этот источник более надёжным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми». Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Малик ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам пророка и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев». Кияс (суждение по аналогии с имеющимся в нассе), истислах («независимое суждение ради пользы»). При отсутствии решения проблемы в нассе и при возможности выбора пути её решения между киясом и истислахом следует прибегнуть к последнему; в этом «предпочтительное решение» – истисхан. Садд уз-Зарайи: какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены. Согласно Малику ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, – поощряемо. Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаб, правда, не обрёл популярности, но нашёл многочисленных последователей на западе мусульманского мира. Ныне маликитский мазхаб ислама абсолютно доминирует в странах Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, запад и юг Египта), в Судане, Нигере и Чаде, в Западной Африке (Мавритания, Мали, Гамбия, Сенегал, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сьерра-Лионе, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия), в части Кувейта, Бахрейна и Катара, а также в северо-восточных частях Саудовской Аравии. В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), маликитское течение является доминирующим в Эмирате Дубай и имеет сильное влияние в Эмирате Абу-Даби, частично в Эмирате Шарджа, тогда как в остальных эмиратах абсолютно доминирует ханбалитский мазхаб. В маликитском мазхабе есть различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299 г.), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее лёгкий вариант, т.к. пророк Мухаммад всегда предпочитал лёгкость в религии. В маликитском мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.

 
PR-CY.ru