ИСТИСЛАХ

ИСТИСЛАХ (араб. – «учет интересов», «стремление к пользе», «независимые полезные действия») – метод выведения правового решения на основе свободного суждения о полезности его для всего мусульманского сообщества (уммы), один из дополнительных источников фикха, прием формулирования его норм рациональным путем (см. Иджтихад). В качестве синонима истислаха применяется термин «мусалих мурсала» – «исключительные, абсолютные интересы». В основе концепции истислаха лежит идея о том, что главными целями шариата и фикха являются сохранение религии мусульман, поддержание их жизни, забота об их разуме, обеспечение продолжения рода и защита их имущества. Истислах независим (условно) от авторитета Корана и Сунны и применяется, если не противоречит их букве и духу. Сторонники истислаха считают, что вопросы, на которые нет точных ответов в Коране, Сунне или единодушных выводах сподвижников пророка Мухаммада (см. Иджма), должны решаться с учетом этих пяти интересов. Причем при столкновении последних предпочтение отдается тому, который стоит выше в приведенной иерархии, а общие интересы правоверных идут впереди индивидуальных и групповых. В той или иной степени истислах используют все основные религиозно-правовые школы (мазхабы), однако наиболее подробно теория истислаха разработана у маликитов. С его помощью допускается введение правил, регулирующих только взаимоотношения мусульман и не касающихся выполнения ими своих религиозных обязанностей. Как правило, истислах применяется в случае отсутствия конкретной нормы, основанной на Коране, Сунне или иджме. Однако, по мнению многих факихов, он позволяет решать отдельные вопросы вопреки общему правилу, установленному данными источниками, если того требуют общие интересы мусульман. Более того, некоторые правоведы считают, что со ссылкой на истислах предписания Корана и Сунны могут быть заменены другими нормами, в большей степени учитывающие интересы общины. Поэтому в настоящее время истислах рассматривается в качестве важного инструмента развития фикха, учета в нем потребностей современного общества. Прием признается большинством суннитских мазхабов (например, шафиитским и ханбалитским), но наиболее значимым он стал именно в маликитском мазхабе.

 
PR-CY.ru