Словарь по исламу И ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО – термин, использующийся для обозначения стран, в которых ислам провозглашен государственной религией; государств с преимущественно мусульманским населением, а также для определения цели в программах современных политических движений, выступающих под исламскими лозунгами. В последнем случае термин «исламское государство» употребляется в качестве синонима понятия «исламское общество» и символизирует идеальное общество социальной гармонии и справедливости. Путь к созданию такого общества мусульманские авторитеты видят в изменении характера и структуры власти, во внедрении в жизнь исламских принципов организации общественно-экономической жизни, как правило, с помощью исламской революции. В качестве модели исламского государства принимается организация мусульманской общины времен пророка Мухаммада. В современных концепциях исламского государства центральным является вопрос о власти, вокруг которого постоянно ведутся дискуссии. Отсутствие единого подхода к его решению предопределяет политические расхождения и столкновения между сторонами исламского пути развития (разновидности теории «третьего пути»). Общепринятым для мусульман является не подлежащее сомнению положение об Аллахе как единственном источнике верховной власти, подчинение которой – священная обязанность верующего. Признаются также три уровня власти, упомянутые в Коране (Аллах, пророк, его доверенные лица). Однако вопрос о том, к кому по праву должна перейти власть в общине после смерти Мухаммада, не был решен при жизни пророка. Правда, шииты утверждают, что пророк назначил своим преемником своего двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба. На этот счет у них есть предание о том, что в местечке Гадирхум Мухаммад якобы произнес: «Али господин того, чьим господином был я». Отсюда возникло два принципиально различных подхода к проблеме власти – избрание лидера с согласия общины (у суннитов) и признание в качестве такового исключительно потомка пророка (у шиитов). Кроме того, в современных мусульманских концепциях идеализируются разные этапы деятельности Мухаммада. В одних случаях – начальный период развития общины, в других – поздний этап, когда пророк превратился в единоличного правителя, обладавшего неограниченной властью над всеми ее членами. В соответствии с этим в одних концепциях исламского государства допускается создание демократических институтов, в других – им почти или совсем не уделяется внимания. Среди мусульман имеются разногласия и по вопросу о праве на верховную власть исламского духовенства, которого, кстати, в раннем исламе не существовало в качестве профессионального сословия «слуг Аллаха». В большинстве случаев за улемами не признается преимущественного права на власть. Тем не менее, в Иране реализована модель аятоллы Хомейни, занимавшего фактически пост руководителя страны и считавшего, что улемы обязаны принимать участие в политическом руководстве государством. В исламском государстве предполагается исламизация всех сторон общественной и личной жизни с целью возрождения исламских институтов (власти, семьи, права и т.д.) в их традиционном или модернизированном виде, а также науки, культуры и т.д. Утверждается, что в этом случае будут ликвидированы «привнесенные Западом пороки» (эксплуатация человека человеком, монополизм, коррупция, проституция и т.п.) и созданы благоприятные условия для развития здорового общества. Исламизация не исключает в то же время заимствование у Запада научно-технического опыта с целью ускорения социально-экономического развития государства. Важное место в концепциях исламского государства занимает проблема создания исламской экономики как важнейшего средства решения вопроса социальной справедливости, удовлетворения материальных потребностей мусульман. Одной из центральных проблем, с решением которой связывается искоренение таких явлений, как нищета и голод, является проблема создания исламского аппарата перераспределения общественного богатства на основе мусульманской системы налогообложения (см. Закят). Концепции исламского государства реализуются в ряде стран мусульманского Востока.

 
PR-CY.ru