ИМАМИТЫ

ИМАМИТЫ – наиболее многочисленная ветвь шиизма. Наряду с зайдитами они составляют «умеренное» крыло. Течение возникло в IX в. после смерти 11-го имама Хасана ал-Аскари. Большая часть шиитов признала 12-м имамом его малолетнего сына Мухаммада. После его таинственного исчезновения он был объявлен «скрытым» имамом, который явится в конце мира в качестве спасителя (махди). Первоначально имамиты состояли из нескольких течений, но по мере их исчезновения название полностью закрепилось за одними «двенадцатиричниками» (иснаашарийа). В истории движения выделяются четыре основных периода. Первый – это время святых имамов и их наместников (время «малого сокрытия»). В это время начинается собирание их высказываний и наставлений, а составленные трактаты и сборники позже стали признанными шиитскими авторитетами. Официально этот период закончился со смертью в 940 г четвертого наместника (наиба), «скрытого» 12-го имама, и начинается «большое сокрытие», окончание которого совпало со смертью крупнейшего кодификатора первого периода – ал-Кулини в 941 г. На протяжении 20 лет он собрал предания и высказывания имамов и их наместников, в результате чего появилась «Книга достаточного основания о знании религии» (в сафавидскую эпоху в нее писали комментарии крупнейшие мыслители). Второй период характеризуется кодификацией накопленного материала и составлением многочисленных компиляций, крупнейшая из которых – «Дорога красноречия» (антология высказываний, приписываемых Али ибн Аби Талибу). После Корана и хадисов это – наиболее почитаемое шиитами сочинение. Появляются крупные авторы, в том числе Насир ал-Дин ат-Туси, который завершил составление шиитского калама (позже его ученик ал-Хилли составил комментарий на трактат учителя). Третий период – от ат-Туси до Исфаханской школы. Начиная с Хайдара Амули Саййида, возникает синтез имамитов и суфизма. Богословие активно усваивает суфийский язык и терминологию. Отрицая суфизм как таковой, имамиты восприняли принцип тариката и институт шейхов. Появилось суфийское братство ниматаллахийа, которое со временем потеснило шиитские братства, восприняв доктрину имамитов и распространив свое влияние на правящую шиитскую элиту. Активно ассимилируется и доктрина Ибн аль-Араби. Четвертый период характеризуется принятием шиизма имамитского толка в качестве государственной доктрины с приходом династии Сафавидов. Возникла Исфаханская школа, на базе которой появилась философия Муллы Садра. Появились и другие школы, в связи с чем возникла опасность дробления единой доктрины, что продемонстрировала огромная популярность учения шайхийи. В идеологическом плане имамиты опираются на пять «основ веры» (усуль ад-дин): единобожие (таухид), Божественная справедливость (адль), пророчество (нубувва), воскресение мертвых (маад, кияма), имамат. Учение о справедливости не совпадает с суннитскими воззрениями на этот предмет. Абсолютной новацией является доктрина имамата. Писание имеет явный (захир) и скрытый (батин) аспекты. Со смертью Мухаммада пророческий цикл закончился и сменился периодом святости, воплощенной в имамах. Они призваны раскрыть внутренний, сокровенный смысл пророчества. В силу этого имам имеет связь со скрытым миром, он непогрешим и выступает гарантом чистоты религиозной традиции. Таким образом, имам выполняет как космические, так и человеческие функции. А имамат – эманация Божественного света, который передается в роду Али наследственным путем. Учение о конце света построено на образе скрытого имама, владыке времени, который явится как махди. воскреситель, чтобы раскрыть истинный смысл Писания. В религиозной практике имамитов особое место занимает культ мучеников, особенно аль-Хусейна, практикуется паломничество к их могилам. В настоящее время шиизм имамитского толка является государственной религией Ирана. Имамиты составляют половину населения Ирака. Их общины имеются в Ливане, Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Иордании и т.д.

 
PR-CY.ru