ИМАМАТ

ИМАМАТ – институт верховного руководства имама теоретически единой мусульманской общиной (уммы), объединяющей в себе духовную и светскую власть. Проблема власти была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Разные представления о природе власти и правах на нее привели мусульманскую общину к расколу на суннитов, шиитов и хариджитов, которые выработали различные доктрины верховной власти. С суннитской точки зрения, для осуществления имамата, человек (являясь мусульманином) должен быть избран общиной (в лице ее представителей). Шиитская доктрина имамата, выросшая из представления о непрекращающемся божественном руководстве общиной, стала одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Согласно этой доктрине, имамат есть божественное установление, и в силу этого он не зависит от желания людей, т.е. не может быть выборным. Необходимость имамата и его принадлежность исключительно к роду Али ибн Аби Талиба и Фатимы, дочери пророка Мухаммада, шииты доказывали ссылками на Коран и предания, прибегая при этом к аллегорическому их толкованию. Идея божественной природы имамата, которую и поныне проповедуют шииты (кроме зайдитов), в разное время облекалась в различные формы религиозного сознания – от представления о вселении божественного света или частицы в род Али до прямого обожествления алидских имамов. Последние проповедовали многочисленные общины «крайних шиитов». Сами имамы отвергали эти идеи, но отстаивали божественную сущность имамата. Среди шиитов разных направлений бытовали разнообразные идеи «остановки» имамата, скрытого состояния имама и его возвращения в качестве махди (мессии – см. Скрытый имам) и т.д. Все это привело к догматическим расхождениям среди шиитов. Начиная с XI в., шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии, и особенно неоплатоников. Шиитские богословы перенесли космические принципы мироздания на земную жизнь, создав как бы символическую копию космоса. В этой системе имам как носитель имамата наделяется статусом духовного вождя человечества. Дальнейшее развитие доктрина имамата получила в Иране с победой шиитской династии Сефевидов (XVI в.). Имамат признавался важнейшей космической силой, самостоятельным инструментом творения, а имамы – ее носителями. Шиитская доктрина имамата в течение столетий оставалась идеальной моделью. На практике же шел процесс разделения верховной власти на светскую и духовную. Современные идеологи шиитского ислама в Иране, провозгласив идеалом правления практику Мухаммада, его заместителей и шиитских имамов, не разделявших ислам на религию и политику, противопоставили «светскому» правлению шаха «исламское правление», исполняющее божественное повеление. «Исламское правление» – это обновленная доктрина имамата, стремление возродить единство духовного и светского в исламе, попытка реализовать идеальную модель теократического правления.

 
PR-CY.ru