ИДЖМА

ИДЖМА (араб. – «единогласие», «единодушное мнение») – один из четырех основных источников мусульманского права (см. Усуль аль-фикх). Под иджмой понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших авторитетных знатоков фикха (муджтахидов) по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и Сунной. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую – нормы, сформулированные на основе иджмы, и умозаключения по аналогии (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Наибольшим авторитетом при этом пользуются единогласные решения сподвижников Мухаммада, поскольку при жизни пророка все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в хадисах, а после его смерти в 632 г. четыре первых «праведных» халифа (Абу Бакр, Умар (Омар), Усман (Осман) и Али ибн Аби Талиб) и другие сподвижники, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне. В неясных случаях они формулировали новые правила поведения на основе расширительного толкования этих источников или опирались на рациональные аргументы. Вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникновение понятия «иджма» с деятельностью «семи факихов Медины», живших во второй половине VII в. Положение об иджме как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии (ум. в 820 г.), однако в это понятие он вкладывал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа же выдвинул мнение, что иджмой можно считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения сподвижников пророка. Некоторые же правоведы считали иджмой единое мнение только четырех «праведных» халифов. Считается, что она выражает мнение всей общины мусульман (уммы). По существу, концепция иджмы лежит в основе признания ведущими мусульманскими правовыми толками (мазхабами) системы источников фикха (юриспруденции), причем в каждом из толков складывается собственная иджма, которая отражает учение его ведущих представителей и является гарантией правильности их выводов. Выделяются разные категории иджмы: общее решение, принятое при гласном обсуждении (иджма ал-каули); не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (иджма ал-амали); решение одного человека, ставшее известным всем и против которого не было сделано каких-либо возражений (иджма ас-сукути). Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых они считали достоверными, а также общие решения, исходящие от местных муджтахидов. Часть их также  признавала решение одного человека (иджма ас-сукути). Маликиты признавали только две первые категории. Шафииты признавали иджму по тем же критериям, однако расценивали ее как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все три категории мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая все это как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе иджма стала правотворческим институтом. В целом же иджма позволяет мусульманским правоведам (факихам) обосновывать введение новых норм фикха на основе иджтихада, по-новому толковать предписания Корана и Сунны и даже заменять отдельные предусмотренные ими правила поведения другими, сформулированными рациональным путем. Со ссылкой на иджму фикх нередко освещает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми. Поэтому в настоящее время иджма рассматривается в качестве важного инструмента реформ, приспособления фикха к потребностям современного общества.

 
PR-CY.ru