Словарь по исламу И ИБЛИС

ИБЛИС

ИБЛИС (дьявол, сатана) – имя ангела, низвергнутого с небес Аллахом и ставшего его врагом. Иблиса называют также Шайтан (как главу всех злых духов – шайтанов). Согласно Корану, Иблис был единственным из ангелов, который ослушался Аллаха, когда тот приказал им пасть ниц перед только что сотворенным Адамом, потому что возомнил, что он лучше сотворенного из глины человека, поскольку сам сотворен из огня. За это Иблис был изгнан с небес на землю и обречен на муки ада. Однако до Судного дня ему дана отсрочка, чтобы искушать и сбивать людей с праведного пути. После этого он сам, его воинство и все послушавшиеся его будут низвергнуты в ад. Иблис совратил Адама и его жену, стал причиной неверия, а потому и гибели многих древних народов. Он возглавил мир злых духов, джиннов и шайтанов, которые постоянно стремятся вредить делу Аллаха, мешал деятельности всех пророков – от Ибрахима до Мухаммада, подстрекал против них людей. Происками Иблиса объясняется в исламе неверие людей и наличие зла в мире. Согласно хадисам, он вместе с джиннами и шайтанами обитает среди руин, на кладбищах, рынках и в банях. Иблис любит вино, поэзию, танцы и пение, т.е. все то, что осуждает Коран. Послекораническое предание иногда называет его Азазелем или ал-Харисом. Мусульманских интеллектуалов волновало два вопроса: природа Иблиса и сущность его греха, который вызывал наибольшие расхождения. Подавляющее большинство мутакаллимов считало Иблиса неверным (кафир), поскольку он ослушался Бога и не поклонился Адаму из-за своей гордыни. Некоторые из них (джабриты), исходя из представления о всемогуществе Божественного промысла, видели в нем слепое орудие Божественной воли. Суфий ал-Халладж (см. Суфизм) считал, что, заранее зная о своей участи, Иблис не смог нарушить первоначальный приказ – не поклоняться никому, кроме Бога, вследствие своей безграничной любви к нему. Этот образ стал для многих мусульманских мистиков эталоном праведника. В таком качестве его воспринимают персидские суфии, что нашло отражение в фольклоре (Лейла и Маджнун, Махмуд и Айаз). Эта концепция подверглась критике со стороны Руми, который видел в его поступке только акт гордыни. Многие суфии (в том числе Ибн аль-Араби) считали, что после Страшного Суда Иблис будет прощен.

 
PR-CY.ru