ХУЛУЛ

ХУЛУЛ (от араб. халла – «поселяться», «вселяться») – в мусульманской мысли – воплощение одной вещи в другой. Грамматический термин, а также термин мусульманского права. В фалсафе присутствие акциденции в субстанции – теле или в абстракции, части в целом (Ибн Сина), духа в теле (ал-Фараби), информации (озарение), сообщаемое пассивному разуму от активного и телу от души. В суфизме: у ал-Мухасиби – вмешательство Божественной благодати в человеческую природу. У ал-Халладжа – воплощение Божественного в человеческом, в результате чего одно становится другим. Синонимом хулула у него является смешение. Пропаганду учения ал-Халладжа продолжила школа его последователей – халладжийа-хулулийа. Его взгляды разделяли также салимийа (школа последователей ат-Тустари), хулманийа (последователи Абу Хулмана ал-Фариси, полагавшие, что Бог воплощается в красивых сущностях, которым следует поклоняться), фарисийа, шиббасийа. В суфизме хулул часто отождествляется с иттихад (единением человеческого и Божественного), однако некоторые суфии разводили эти два понятия. У «крайних шиитов» (см. Шиизм) – присутствие Божественной частицы, часто в форме Божественного света имамата либо Божественного духа в Али ибн Абу Талибе и его потомках-имамах. Некоторые лидеры «крайних шиитов» (часто вследствие претензии на имамат) заявляли, что Божественный свет воплотился в них. Сходных воззрений на природу хулула придерживались основатели некоторых сект, обожествляя себя (например, последователь ал-Халладжа ал-Хашими). Иногда сами секты обожествляли своих основателей. Атомисты-ашариты признавали хулул, поскольку полагали, что дух способен растворить тело, как в случае ангелов и демонов. Это не мешало им отвергать воплощение Божественного в человеческом. Умеренные сунниты и шииты однозначно осуждали принцип хулула, считая его ересью. Аш-Шахрастани разделял ереси на две группы: переносящие суждение о Творце на сотворенное (рафидиты и др.) и суждение о сотворенном – на Творца (кадариты, джабариты, муджассимиты). К числу сторонников хулула он причислял «крайних шиитов». Ал-Багдади привел описание десяти групп хулулитов, включая сторонников ал-Халладжа. Мусульманские авторы причисляли к хулулитам также христиан на основании признания ими воплощения Божественного Слова в человеческой природе. Оппоненты ал-Халладжа (мутазилиты, в частности ал-Бакиллани) часто приравнивали его доктрину к христианским воззрениям на двойственную природу Иисуса Христа. Ат-Тафтазани помимо христиан и суфиев считал хулулитами ишракитов. Ибн Таймийа обвинил в хулулизме сторонников учения Ибн Араби вахдат ал-вуджуд, назвав его учением об абсолютном воплощении (вахдат аль-мутлак). Его мнение опроверг Хайдар Амули, утверждавший, что акт хулула, как и иттихад, требует наличия двух сторон: воплощающегося субъекта (халл) и объекта воплощения (махалл), между тем как доктрина вахдат ал-вуджуд постулирует единство бытия, являющегося в различных образах. Различались два вида хулула – экстенсивный, когда субъект распространяется на весь объект, и локализованный, когда субъект воплощается только в часть объекта.

 
PR-CY.ru