ХАФИЗ Шамс ад-Дин Мухаммад

ХАФИЗ Шамс ад-Дин Мухаммад (ок. 1315/1325 – 1389/1390 гг.) – самый популярный поэт средневекового Ирана. Считается одним из суфийских мистиков (см. Суфизм). Родился в Ширазе, где и провел практически всю жизнь. Прозвище «тахаллус» Хафиза связано с тем, что в юношеские годы он был чтецом Корана (хафиз), заучившим его наизусть. В связи с недостатком информации о биографии Хафиза те или иные детали можно извлечь из его стихотворений. Большинство сведений о нем из средневековых антологий относится к области легенд. Его покровителями были, возможно, эмиры Шираза Абу Исхак Инджу и Шах Шуджа Музаффари. Трактовка его творчества была и остается самой различной – от мистического плана до земного, реального. В ряде произведений он действительно развивает суфийские мотивы, но большая часть его газелей имеет ярко выраженное «земное» звучание. Устремленность к Богу у него – это поиски некоего абстрактного идеала «знания правды» и «совершенства красоты». В суфийской традиции считается, что Хафиз не имел наставника, но его «Диван» (насчитывающий более пятисот газелей, некоторое число рубаи и две поэмы) расценивался как одна из лучших книг, которые рекомендуется читать суфию. Некоторые свидетельства указывают на его посвящение в братство рузбиханийа. Хафиз, судя по его словам, состоял в каком-то сообществе дервишей и даже получал пособие в обители (возможно, как дервиш, давший обет безбрачия). Он был похоронен в саду Мусалла, где затем была устроена такия. Гробница над его могилой была возведена в 1452 г., которая впоследствии неоднократно перестраивалась. Хафиз известен почти исключительно как мастер газели, которые он довел до совершенства (из его произведений в других жанрах популярна только «Саки-нама» – «Поэма кравчего», воспевающая питье вина). Язык поэта насыщен суфийской терминологией и символикой. Суфии последующего времени воспринимали его как ценителя «сокровенного языка» (лисан ал-гайб), «истолкователя тайн» (тарджуман ал-асрар). Многие исследователи полагают, что в реальности Хафиз не был мистиком, создавая лишь литературную стилизацию посредством аллегорий. Метафоры его стихов (вино, грех, музыка, наслаждение) рассматриваются иранскими филологами как определенный набор символов. Некоторые авторы видели в нем вольнодумца или отмечали, что его стихотворения отражают социальный протест.

 



 
PR-CY.ru